Гала и другие женщины-музы, которые вдохновляли гениев

Реклама

культура

Гала и другие женщины-музы, которые вдохновляли гениев

Гала, Лиля Брик, Беатриче… Что объединяет эти имена, знакомые многим из нас? Рядом с каждой из них находились гении, значительно опережавшие свое время. Представляем вашему вниманию подборку муз — не всегда красивых и верных, — которые все же вдохновляли своих возлюбленных.

Гала и Сальвадор Дали

Гала и Сальвадор Дали

Гала Дали (настоящее имя Елена Ивановна Делувинова — Дьяконова) — настоящая муза-практик. Гала оказалась рядом с Сальвадором Дали благодаря своему первому мужу, который их и познакомил. Решительная, настойчивая, жадная до жизни, Гала стала не только возлюбленной мягкого и чересчур оригинального гения, но и настоящей «боевой подругой». Не всегда верная в любви, она всегда оставалось верной в жизни: горе и радости, богатство и бедность, болезни и здравие — они прошли вместе все. Гений Дали неоспорим, но он не давал возможности художнику жить хотя бы в минимальном достатке. Но Гала делала все, что могла: искала покупателей и заказчиков для картин (это она уговаривала Сальвадора прибавлять по нулю к стоимости полотен), поддерживала творческий огонь, делала из Дали бренд (с ее подачи его усы стали фирменным знаком) и… находила для Дали работу, которая могла принести деньги. В частности, именно «пробивным» способностям Галы мы обязаны дизайном логотипа карамельки чупа-чупс и потрясающим мультфильмом студии Уолта Диснея «Дестино». Увы, задуманный еще в 1946 году мультфильм увидел свет лишь в 2003-м, когда ни Галы, ни Сальвадора Дали уже не было среди живых…

Лиля Брик

Лиля Брик

Лиля Брик

Лили Уриевна Каган больше известна нам как Лиля Брик. И она — одна из тех муз, что симпатий не вызывают: жестокая и упивающаяся властью над мужчиной, Лиля привлекала к себе живым умом и настоящим «чутьем» на таланты, но убивала равнодушием и манипуляциями. Маяковский выдержал 15 лет игры в «люблю — не люблю», откровенных прилюдных унижений. Как только казалось, что все кончено, Брик снова приближала его к себе. Маяковский пытался забыть Лилю с другими, но ни одна из них не была столь искусным манипулятором, как эта женщина с хлыстом. Все попытки поэта создать семью разбивались то о политическую ситуацию (как с Татьяной Яковлевой, эмигранткой, жившей в Париже), то о манипуляции Лили (последняя любовь Владимира — Вероника Полонская — не решилась оставить мужа из боязни, что Маяковский бросит ее ради очередной прихоти Лилички). Когда он понял, что так или иначе Брик всегда будет рушить его жизнь, прозвучал роковой выстрел. Но даже тут эгоистичная муза попыталась переключить внимание на себя: «Если б я в это время была дома, может быть, и в этот раз смерть отодвинулась бы на какое-то время». Впрочем, позднее Лиля боролась за то, чтобы Маяковского не перестали издавать. Но что было настоящей причиной этого — уважение к таланту или желание заработать на полученных правах на архив поэта — навсегда останется тайной.

Беатриче

Гала и другие женщины-музы, которые вдохновляли гениев

Беатриче

Беатриче (прим. Woman.ru: именно под этим именем мы знаем Биче ди Фолько Портинари) — муза совсем другого рода. Она так никогда и не узнала, что ее боготворил один из величайших поэтов всех времен — Данте Алигьери (настоящее имя Дуранте дельи Алигьери). Поэт и его муза много раз встречались, поскольку вращались в одних кругах, но говорили за всю жизнь всего лишь… дважды. В первый раз ему было 9 лет, а ей 8. Вторая беседа состоялась спустя 9 лет, и именно она стала роковой для молодого человека. Очарование девушки, то, как достойно она вела себя, настолько впечатлили Данте, что он стал скрывать свои чувства. Причина этому была проста: гений боялся оскорбить ее обожанием. Как и других девушек, Беатриче выдали замуж, и спустя три года после свадьбы она умерла. Страдание поэта было настолько глубоким, что близкие боялись, не решит ли поэт уйти вслед за любимой. Но трагедия заставила Данте переосмыслить всю свою жизнь. Итогом размышлений стала La Vita Nuova (буквально: «Новая жизнь»), составленная из множества стихотворных произведений и прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче.

Полина Виардо

Полина Виардо

Полина Виардо

Полина Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо по праву может считаться музой Ивана Тургенева. И на первый взгляд история их отношений немного напоминает историю Маяковского и Брик. Но это лишь на первый взгляд. Полина была примерной женой и любящей матерью, одновременно с этим и образованнейшей дамой (помимо родного французского, она свободно говорила на 5 языках!), великолепной певицей и актрисой, строгим, но доброжелательным критиком творчества Тургенева. Вероятно, поэтому, даже когда романтическое увлечение Ивана Сергеевича прошло, дружба с семейством Виардо осталась. Их круг общения повлиял на становление писателя, а связи помогли превратиться в глазах общественности из заядлого охотника в известного литератора. И хотя злые языки много сплетничали об истинном характере отношений Тургенева и Виардо, никаких фактов, способных оставить пятно на репутации Полины, не осталось.

Саския

Гала и другие женщины-музы, которые вдохновляли гениев

Имя Саскии ван Эйленбюрх известно всем любителям живописи: Рембрандт ван Рейн написал множество ее портретов. Многие склонны считать ее музой великого живописца. Но была ли она ею? Если и так, то это была «муза с характером» — волевая и решительная, готовая бороться за свое счастье. Это она влюбилась в художника, это она настояла сначала на помолвке, а потом на браке. Ей пришлось столкнуться с неприятием со стороны семьи Рембрандта — девушка из Амстердама многим казалась избалованной «столичной штучкой». Хотя это было далеко от истины. Саския рано потеряла мать (а для семьи, в которой было 8 детей, это настоящая катастрофа!), а затем и отца. И, хотя семья не бедствовала благодаря солидному наследству, житейские невзгоды закалили характер девушки. И, вероятно, благодаря этому дела Рембрандта пошли на лад: вскоре после свадьбы семья сумела купить собственный дом, а затем поменять его на еще более просторный. Саския умерла через восемь лет после свадьбы. После личной утраты Рембрандта начало таять и его благосостояние. Изменилась и манера живописца: безудержная радость жизни ушла с картин, уступив место мрачноватой усмешке над скоротечностью счастливых моментов. И только Саския осталась на полотнах навсегда — ее черты угадываются во многих персонажах поздних картин Рембрандта…

Две музы Пауля Рубенса

У другого великого художника, Питера Пауля Рубенса, было две музы!

Рубенс глубоко и искренне любил свою первую жену — Изабеллу Брант. 15 лет она была рядом, подарила ему троих детей, и, когда Изабелла умерла, горе художника было огромно. В своих письмах он говорил, что потерял женщину, «которую с полным правом можно, даже нужно было любить». Прошло четыре года, прежде чем Рубенс встретил вторую жену. Встретил — и влюбился, как мальчишка. Ему было 52, а ей… 16. Дочь давнего друга художника, торговца шелком Даниеля Фурмана, которая позировала Питеру, была так похожа на утерянную Изабеллу!

Елена Фурман осталась с Рубенсом до конца его дней — 10 лет, и родила ему пятерых детей (самый младший появился на свет всего за 8 месяцев до смерти своего отца).

Камилла Моне

Гала и другие женщины-музы, которые вдохновляли гениев

Камилла Моне, урожденная Донсье, была моделью и позировала не только для Клода Моне, но и для Огюста Ренуара. Что не добавило ей популярности в глазах семьи художника. А уж когда она родила от Моне сына — семейство и вовсе возмутилось: Камилла и Клод не были женаты! Тем не менее отношения их были серьезны, и Камилла действительно была музой Моне: именно ее портреты принесли ему первый шумный успех. Именно она появляется на многих полотнах знаменитого импрессиониста (а на картине «Женщины в саду» присутствует целых 4 Камиллы!). Камилла была невероятным образом схожа со стилем живописи Клода Моне — такая же хрупкая, летящая, мгновенная. Сплошное «впечатленчество», такое же, каким были и картины Моне, по словам критика Луи Леруа.

Маргарет Макклюр

Маргарет Макклюр — женщина, имя которой знают далеко не все. А между тем именно этой женщине мы обязаны огромным литературным наследием, которое оставил Рэй Брэдбери. 56 лет эта женщина была рядом с ним: они прошли долгий путь от почти нищенского существования до всемирной известности. Денег не было, и, окажись рядом другая женщина, не поверившая в его дар, — мир мог и не узнать великого писателя. Но Маргарет любила не только самого Рэя. Она любила его книги и заряжала этой любовью окружающих. Она стала практически единственным добытчиком в семье, лишь бы Рэй не забросил литературу. Два года Мэгги «работала на успех», пока Брэдбери писал первое произведение, принесшее ему славу. В 1949 году Маргарет забеременела, и это дало толчок писателю: собрав последние деньги, он купил билет и поехал к литературному агенту Дону Конгдону. Дорога из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк — это почти двое суток на автобусе: на поезд денег не хватило. Но поездка стала решающей: издательство Doubleday выкупило права на издание романа «Марсианские хроники». Это произошло в середине третьего года их совместной жизни, всего они были женаты 56 лет.

Сальвадор Дали и Гала

1 из 20

Фото: EAST-NEWS; ИТАР-ТАСС, Александр Саверкин/ТАСС, Getty Images

Adblock test (Why?)

Источник