В 2024-м одним из главных трендов в российском кинематографе стала экранизация классических произведений. В начале года в прокат вышли «Мастер и Маргарита» и «Онегин», а на конец октября запланирована премьера сериала «Преступление и наказание». Широко обсуждать этот проект начали еще давно: во-первых, из-за смелых заявлений режиссера Владимира Мирзоева о переносе сюжета в современность, во-вторых, из-за звездного состава. Светская премьера «Преступления и наказания» в Москве прошла еще 22 октября, а вот зрителей «Кинопоиска», собравшихся 26 октября у экранов посмотреть первую серию, ждал неприятный сюрприз.
В последний момент дата выхода изменилась на 29 октября. По официальной версии, это произошло по «техническим и операционным причинам», однако в объяснение поверили далеко не все пользователи Сети. Одни начали рассуждать о том, что из сериала вырезают особо провокационные сцены, а другие, что эпизоды переснимают по примеру «Слова пацана».
Впрочем, создатели утверждают, что проблемы временные и они постараются их быстро решить. Согласно опросам, сейчас посмотреть на бородатого Ивана Янковского в роли бедного студента Родиона Раскольникова собирается уже около 1,3 млн зрителей, и это не предел. А пока все обсуждают новаторские решения в этом проекте, предлагаем вспомнить и другие экранизации «Преступления и наказания», которые в свое время тоже наделали немало шума.
«Преступление и наказание», 1969 год (режиссер Лев Кулиджанов)
Всего по знаменитой книге Федора Достоевского снято около 10 фильмов в разных странах, в том числе в Польше, Финляндии, Франции и США, однако одна из лучших экранизаций увидела свет в 1969 году в СССР. Тогда за создание фильма взялся режиссер Лев Кулиджанов. Сюжет картины практически полностью повторил сюжет романа, но больше всего критики хвалили даже не эту точность, а то, что в фильме была идеально передана гнетущая атмосфера произведения. И без того мрачный Санкт-Петербург Кулиджанов снял в черно-белом формате. И хотя такое решение было принято режиссером в большей степени в целях экономии (цветная кинопленка тогда была в дефиците и ее проявка требовала дорогостоящего оборудования), картине это пошло только на пользу.