«Антенна» провела ревизию на складе «Мосфильма» и составила рейтинг ходового реквизита.
Самый крылатый: бронзовый Пегас
Это по поводу нее герой «Бриллиантовой руки» Горбунков спрашивает в магазине: «У вас нет такого же, но без крыльев?» Также лошадь можно увидеть в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» в кабинете у издателя и в картине «Ширли-мырли» на свадьбе Шниперсона. Но самую известную роль скульптура сыграла в «Служебном романе»: герои решают подарить ее сослуживцу, а таскать фигуру приходится Новосельцеву.
– Я нашел скульптуру на реквизиторском складе «Мосфильма», показал ее Эльдару Рязанову, и она ему очень понравилась, — вспоминает ассистент режиссера Евгений Цымбал. — Лошадь очень тяжелая — килограммов 25. Андрей Мягков (исполнитель роли Новосельцева. — Прим. «Антенны») поднимал ее без посторонней помощи. Ему досталось: пот, который течет по его лицу в кадре, настоящий. Один раз мы фигуру уронили, и кончик крыла обломился. Чтобы продолжить съемку, замаскировали это пластилином, а потом скульптуру отремонтировали. Кстати, с реквизитом в «Служебном романе» часто истории приключались. Например, кто-то украл один из калькуляторов. А он стоил тогда 760 рублей — это была моя зарплата за семь месяцев! А когда я поехал за венком для Бубликова, сам чуть не погиб: наша машина остановилась у светофора, и сзади на полном ходу в нее врезался другой автомобиль, да так, что мы перелетели с заднего сиденья на переднее вместе с венком. Но, к счастью, обошлось.
В фильме лошадь в качестве подарка выбирает Шура, которую сыграла Людмила Иванова. А потом актриса сама получила такую же. «Мне ее на какой-то праздник принес Саша Феклистов, который играл моего экранного сына в „Зависти богов“, — рассказывает Людмила Ивановна. — Только она размером поменьше. Стоит у меня на подоконнике».
Кстати, приобрести такую лошадку может каждый: это копия работы скульптора Эмиля Луи Пико «Персей и Пегас» (1888 г.) Ее сюжет (когда герой древнегреческих мифов убил Медузу горгону, из ее крови родился крылатый конь. — Прим. «Антенны») так полюбился ценителям прекрасного, что копии фигуры изготавливаются и продаются в большом количестве. Особо глазастые зрители даже находят их в голливудском кино.
Самый весомый: каменная баба
Одну и ту же статую девушки можно увидеть в «Беге» в оставленном после отступления белых дворце, в том же «Служебном романе» рядом с рабочим местом Бубликова, «Старом Новом годе» в бане, куда герои идут в канун праздника. А в «Формуле любви» скульптура стала полноценной героиней: в нее влюбляется молодой помещик и мечтает ее оживить.
– Статуя была очень тяжелая; для того чтобы ее двигать, требовался подъемный кран, — говорит второй режиссер фильма Юсуп Даниялов. — Однажды мы установили фигуру на месте съемки, а потом оказалось, что в этот день снять ее мы уже не успеем. А стояла она в аллее у нашей усадьбы (съемки проходили в подмосковном Барыбино. — Прим. «Антенны»), считайте, что в лесу. Мы понимали, что если оставить фигуру на ночь, соседские ребята либо отломают у нее что-нибудь, либо надпись какую-нибудь оставят. Было решено выставить караул. И поскольку никто не вызвался, пришлось караулить самому. Я взял солому, соорудил стог и провел ночь с каменной бабой. Кстати, скульптор изобразил Суламифь (библейский персонаж, возлюбленная царя Соломона. — Прим. «Антенны») — это имя написано у нее на головном уборе.
Ходили слухи, что в 90-е статую выкупил у «Мосфильма» какой-то бизнесмен и она стояла в одном из дворов в центре Москвы, но потом исчезла. На самом деле фигура до сих пор находится на киностудии. Кстати, сотрудники «Мосфильма» заверили «Антенну», что это настоящая французская скульптура конца XVIII — начала XIX века.
Самый денежный: кошачья компания
Кошками-копилками в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» торгует Трус. А потом на них же тренируется усыплять жертву хлороформом. Кошачье семейство появляется и в другом фильме Леонида Гайдая — «Не может быть!»: несколько кошек стоят в квартире, где проходит свадьба.
– Знаю, что кошки были изготовлены на заказ в мастерской специально для «Операции «Ы», — рассказывает вдова Гайдая актриса Нина Гребешкова. — Взял ли Леонид Иович хотя бы одну на память? Да что вы, он никогда ничего не приносил со съемок, даже когда я просила! Говорил: «Что я, воровать должен?» Леня был абсолютно советский человек.
Судя по фильму, изначально кошек было несколько десятков. А осталось всего четыре: три сейчас находятся в реквизиторском цехе «Мосфильма», одна — в музее киностудии.
Самый пафосный: корона Российской империи
В фильме «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» враги революции хотят выкрасть эту реликвию из музея. Для съемок мастерами из Чехословакии была изготовлена копия большой императорской короны, которой венчались на царство все русские императоры, начиная с Екатерины II. Потом корона снималась в международном проекте «Молодая Екатерина»: ею коронуется вступающая на трон императрица в исполнении Джулии Ормонд. А в картине «Самый лучший фильм — 2» герои, попав в прошлое, похищают драгоценный предмет прямо из-под носа у Екатерины Великой.
– Мы знали, что это та самая корона из «Неуловимых…», — говорит режиссер фильма Олег Фомин. — Обращались с ней очень бережно: это ведь сложная ювелирная работа, тонкое литье. Если бы сегодня весь реквизит так изготавливался, было бы прекрасно! По сюжету герои бросают корону из рук в руки, а потом она и вовсе улетает в реку. Для этих сцен мы изготовили свою копию и весь экшен делали с ней. А на крупных планах снимали ту корону. Хотя мы все равно немножко ее повредили — откололи чуть-чуть. Но потом восстановили. А на площадке у нас даже шутка была, мы друг друга стращали: «Если с короной что случится, нам потом не хватит никаких гонораров, чтобы расплатиться».
Самый быстрый: ретроавтомобиль
У «Волги» ГАЗ-21, которая сейчас находится в музее «Мосфильма», солидная фильмография. Ее первым фильмом стал «Берегись автомобиля»: она «сыграла» машину, которую Деточкин угоняет у Димы Семицветова. На ней Иннокентий Смоктуновский (исполнитель роли Деточкина), который до съемок не умел водить машину, учился ездить. Кстати, после этого он предпочитал «Волгу» другим маркам, считая ее самой надежной.
Затем «Волга» снялась в картине «Три тополя» на Плющихе» в роли такси, за рулем которого ездит герой Олега Ефремова. Для фильма машину перекрасили из светло-бежевого в серо-голубой. В колоризированной версии фильма, которая вышла на экраны в 2011 году, она именно такого цвета. «Когда мы внимательно посмотрели фильм, выяснили, что машины на съемках было две, и у одной из них не было крыши, — говорит режиссер колоризации Игорь Лопатенок. — Это видно по тому, как падает свет. Тогда еще не было компактных осветительных приборов, которые помещались в машину».
А в фильме «Бриллиантовая рука» на этой машине Лелик везет Горбункова в Дубровку. Для «Волги» изготовили бутафорские номера — «2870 ОГО». Так режиссер Леонид Гайдай увековечил цену бутылки водки — она стоила 2 рубля 87 копеек.
«Волга» продолжает сниматься. Например, недавно участвовала в съемках сериала «Оттепель».
– Спрос на нее есть, как на любой ретроавтомобиль, — рассказали в музее «Мосфильма». — Сейчас мода на фильмы о советском времени. Машина в нормальном состоянии, на ходу — внутри у нее современные детали. Добавился олень на капоте («Волги» украшали фигурками оленей до 1962 года, а потом перестали из-за травмоопасности в случае наезда на пешехода. — Прим. «Антенны»), Карен Шахназаров, когда снимал фильм «Яды, или Всемирная история отравлений», захотел, чтобы на капоте был олень, а потом его там и оставили. В среднем у машины два фильма в год. Играет в основном такси.
Самый теплый: шуба Ильи Муромца
Шубу, которую носит главный герой фильма «Илья Муромец», в картине «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» использовалась для потешной казни: шут Балакирев надевал ее, спрятавшись с головой, а с плахи слетала бутафорская голова. Для съемок требовалась шуба, которая была бы велика Михаилу Глузскому, игравшему шута. Борис Андреев, исполнивший роль Ильи Муромца, был гораздо выше его.
– Наша древняя история восходит к мифам, что-то документальное даже в историческом музее искать бесполезно, — говорит художник-постановщик «Сказа…» Игорь Лемешев. — О том, как люди тогда одевались, мы имеем представление по картинам Васнецова. Так что в том, что одна и та же шуба появляется в фильмах про Древнюю Русь и времена Петра I, нет ничего страшного.