Как бы ни хотелось некоторым из нас думать, что в связи ребенка с мамой есть что-то мистическое, это все чистая физиология, приправленная обычной психологией. Память ребенка весьма избирательна. Он запоминает то, что вызывало сильные эмоции. Именно с мамой у него случается самый важный эмоциональный контакт. Однако, если вышло так, что мама уехала надолго, малыш потом может и не признать самого родного, казалось бы, человека.
Психлоги объясняют: сначала ребенку страшно, он чувствует, что рядом мамы нет. Потом наступает апатия. Такой опыт может стать для малыша довольно сильной психической травмой.
«Детки все быстро запоминают, но потом так же быстро забывают, — говорит психотерапевт Екатерина Штиль. – Организм формируется до семи лет: нервные волокна постепенно покрываются специальной оболочкой, которая отвечает за скорость переходов импульсов от клетки к клетке».
Бывает так, что, когда спрашиваешь у малыша, помнит ли он того или иного человека, он может искренне ответить: «Нет». Взрослые недоумевают, как такое может быть. Но, когда уточняешь, например, что эта тетя подарила тебе плюшевого мишку, чадо сразу же радостно называет ее по имени, да еще и внешность описывает. Дело в том, что ребенок сначала запоминает окружающих, опираясь на собственные эмоции. В нашем случае: на первом плане он помнит, что подаренная игрушка привела его в восторг, а затем и самого человека.
Поэтому важно, чтобы у мамы был установлен с ребенком очень прочный эмоциональный и тактильный контакт. Если родители уезжают надолго от крохи, то по приезде нужно отдать ему все внимание. Обязательно нужны объятия, которые на глубинном уровне напоминают ощущения, пережитые в утробе матери: взять на руки, прижать к груди, покачать – так вы быстро восстановите связь.
Кстати
Немецко-канадский психолог Джулия Шоу в своей книге «Ложная память» пишет, что новорожденные способны помнить простые фигуры и цветовые комбинации примерно в течение одного дня:
«Ученые проводили исследование, в ходе которого пятимесячным младенцам показывали геометрические формы, сопровождая их изображениями человеческих лиц с улыбчивым, нейтральным или озлобленным выражением. Таким образом, круг у них ассоциировался, скажем, с радостью, а квадрат – с отсутствием каких-либо эмоций. Когда вскоре после этого младенцев протестировали, оказалось, что они лучше всего помнят „радостные“ фигуры. Однако на следующий день они лучше всего вспоминали фигуры, ассоциируемые с нейтральным выражением лица. Результаты этого исследования показывают, что младенцы не только способны помнить информацию как минимум в течение одного дня, что указывает на наличие долгосрочной памяти, но их мозг также обрабатывает и сохраняет информацию о том, какие эмоции связаны с пережитым опытом».