Александр Федоров обучает актерскому мастерству с самого детства — в 1988 году он открыл в Москве первый и единственный Детский музыкальный театр юного актера (ДМТЮА), со сцены которого в эстраду, на большие экраны и в известные театры перешли очень многие артисты. Сейчас их называют звездами, а когда-то их путь начинался именно здесь.
Мы взяли интервью у Александра Львовича и доверили эту ответственную миссию 7-летней Полине Апалиной. В этом возрасте дети уже задумываются о том, кем стать и как раскрыть свои таланты. Разговор получился очень искренним и честным.
Полина: Добрый день, Александр Львович! Как вам пришла идея создания Детского музыкального театра юного актера?
Александр: Меня часто спрашивают, как пришла идея создать Детский музыкальный театр юного актера. Действительно, этот вопрос — самый задаваемый у журналистов. Этот вопрос мне задал наш Президент РФ Владимир Владимирович Путин на открытии нового здания театра на Чистых прудах.
Можно сказать, так распорядилась судьба, но если покопаться — это желание шло из опыта работы со мной в мои детские годы, из воспоминаний о том, как со мной как с ребенком работали взрослые люди.
Так получилось, что в детстве я долгое время провел в больнице. Именно там я познакомился с женщиной, которую, видимо, направили к нам в больницу педагогом для занятий с детьми, которые несколько месяцев были лишены возможности ходить в школу. И, кроме основной школьной программы, она по собственной инициативе проводила с нами время, читая нам стихи и книги, рассказывая истории. Относясь к нам с большим уважением и вниманием, она обсуждала с нами прочитанное и слушала наши собственные мысли и выводы.
Она всегда относилась к нам не как к «детишкам», а как к «детям». Именно тогда я на подсознательном уровне понял, что это очень важно и нужно. Думаю, это и было истоком моего желания доверительно и серьезно работать с детьми.
Но перед тем как именно театр навсегда стал частью моей жизни, я хотел работать учителем литературы. Это было моей детской мечтой. Но от судьбы никуда не уйдешь, и что тебе написано на роду — то и получаешь. Когда я учился на втором курсе Института стали и сплавов, то писал песни на стихи разных поэтов. С этим я пришел к разным композиторам, к таким как Микаэл Таривердиев и Владимир Рубин. Они посоветовали мне, во-первых, окончить музыкальную школу. Сказали, что есть некие проблески таланта, но эти проблески нужно сначала оформить. Когда-то я не окончил музыкальную школу, а потому пошел, все на том же втором курсе МиСиС, заниматься по вечерам в музыкальную школу. Пошел сразу со второго класса. И там я познакомился с детьми. Потому что учился в окружении детей. Они послушали все мои песни, и кто-то из них попросил, чтобы я написал что-то для детского хора. Так постепенно родилась история Александра Федорова, который хотел сначала быть детским композитором и сочинил для ребят несколько песен. А потом как-то родилась идея сочинить не просто песни, а какой-то цикл. И моя замечательная талантливая мама открыла сборник Андерсена, нашла сказку «Гадкий утенок», и из этого, в конце концов, получился спектакль. Так и началась моя работа с детьми.
Впоследствии я создал Музыкальный театр юного актера. Но через несколько лет написал сам себе заявление об уходе. В те годы у меня были сложные взаимоотношения с педагогами, даже скорее с административной группой театра. Может это просто был какой-то кризис — это было начало 90-х, все было сложно. Хотелось уйти делать крупные спектакли с взрослыми актерами. Ведь не обо всем с детьми можно говорить в театре и не все темы поднимать. И один очень умный человек, мой большой друг Сергей Казарновский, как-то сказал мне: «Знаешь, какая штука? Людей, которые успешно занимаются с взрослыми актерами, очень много. А вот людей, которые понимают язык детей и, самое главное, которых понимают сами дети, — их невероятно мало. Так что не занимайся ерундой, иди к детям и работай с ними». Я воспринял это как наказ моего старшего товарища. И вот до сих пор занимаюсь с детьми.
Полина: С кем проще работать — со взрослыми актерами или с детьми?
Александр: Нет такого точного ответа — с кем проще работать. С одной стороны — проще работать с взрослыми актерами. Взрослый актер имеет образование, у него есть учебная база, опыт работы в театре и, что самое главное, свой личный жизненный опыт. Взрослому актеру много объяснять не надо. С детьми в этом вопросе сложнее. Ведь у них нет театрального опыта и, конечно, нет театрального образования. Прежде чем начать играть в спектаклях — нужно многому научиться. В этом сложность работы с детьми. Надо их научить хотя бы азам профессии, после чего можно уже начинать работать над спектаклями. Но дети более доверчивы, наивны, где-то честнее, где-то ярче воспринимают события, которые происходят в пьесе. Здесь работать с ними проще и легче. Они более искренни, чем взрослые актеры, ведь у них все происходит «в первый раз». В этом смысле работать с детьми мне намного легче.
Полина: Сколько в среднем уходит времени на подготовку спектакля?
Александр: У нас есть спектакли-чемпионы по длительности подготовки, есть спектакли-чемпионы по самому короткому периоду подготовки. Начнем со вторых. Вот совсем недавно у нас вышло два спектакля: музыкальный спектакль «Муха-Цокотуха» и спектакль «Собаки», который сейчас мы называем «Стая». Это чемпионы по самому короткому периоду подготовки и репетиций — это порядка полутора месяцев. С другой стороны, есть спектакли-чемпионы по длительности выпуска. Вот, например, такой спектакль, как «Сон о дожде». Он созревал на протяжении полутора лет. Другое дело, что непосредственная подготовка спектакля к выпуску была очень короткой, но созревал он, готовился и разучивался очень долго. Но если говорить «в среднем», то в среднем спектакли готовятся к выпуску в течение полугода.
Полина: Скажите, а в каком возрасте лучше начинать обучение театральному искусству? Мне почти 8, когда мне можно будет играть в театре?
Александр: В театре мы говорим: «Прежде чем ходить по сцене, нужно научиться ходить по сцене». 8 лет — совершенно не поздно прийти в театральную студию и начать обучение актерскому мастерству, сценическому движению, хореографии, ансамблевому пению и индивидуальному вокалу. И потихонечку, после того, как чему-то ты уже научишься, можно попробовать свои силы уже непосредственно в спектакле. У нас в театре есть ребята, которые пришли в театр, когда им было 5-6 лет, а потому, когда им стукнуло 8, они уже являются вполне опытными актерами, которые могут репетировать и играть спектакли. Но обычно наши ребята 7-8 лет начинают пробовать себя в небольших ролях. Например, в спектакле «Пеппи Длинныйчулок» они играют папуасов. Это эпизодические персонажи, которые появляются в конце пьесы и, в общей сложности, проводят 10 минут на сцене. В спектакле «Приключения Оливера Твиста» ребята 8-9 лет играют в сцене «Работный дом», это 15-минутная сцена, начинающая спектакль. Мы в театре обычно называем эту сцену «пробой пера». Но у наших самых юных актеров есть и их собственный спектакль — это спектакль «В детской» на музыку Модеста Мусоргского. Там играют ребята и 7 лет. Даже однажды играла девочка, которой было 6 с половиной лет. Именно в этом спектакле ребята начинают свою театральную жизнь. «В детской» занято 8 человек возраста от 7 до 11 лет.
Полина: Строгий ли вы с детьми на репетиции?
Александр: Да, конечно. Ну, а как без строгости? Театр — это в большой степени дисциплина. Если где-то тебе скучно, то нужно заставлять себя сидеть и слушать режиссера и педагога. Не всегда можно прыгать и скакать на сцене. Спектакль длится полтора часа, а подготовка к нему может занимать и несколько месяцев, и год, и полтора. И дисциплина в течение этого процесса должна быть. Где-то я строгий, где-то могу даже повысить голос, но, честно говоря, ребята меня не боятся. Это странно, но так. Если можно про себя сказать, что я строгий и добрый человек, то это так. Даже скорее добрый и строгий. Или, если еще точнее, то очень добрый и не очень строгий.
Нужно просто любить свое дело и любить своих актеров. И если это будет искренне, то тогда будет и искренняя отдача. Тогда можно и покричать друг на друга, и погрустить, и поплакать, и посмеяться. Это все будет восприниматься совершенно нормально. Ведь ребята понимают, что педагоги их любят и по-настоящему переживают за то, что происходит на сцене. А самое главное — нужно детей уважать. Я считаю, что это главный секрет.
Когда меня спрашивают, почему так хорошо получается взаимодействовать с детьми, почему они меня слушают и слышат, то я отвечаю, что нужно детей уважать. Потому что ребенок такой же человек, как и взрослый. Просто опыта жизненного маловато, но это все легко наверстывается. Ребенок — это человек, создание Божие, поэтому его нужно уважать.
А когда ты уважаешь ребенка, и актер, юный актер, это чувствует, то он доверяет и понимает тебя. Понимает, когда ты сердишься, и не обижается, понимает, когда ты смеешься, и смеется вместе с тобой.
Полина: Проводятся ли у вас какие-то конкурсы, в которых дети могут участвовать? Я слышала, что вы будете проводить конкурс «Режиссерская лаборатория». В чем его суть, и кто в нем сможет участвовать?
Александр: Да, у нас был такой опыт в прошлом году. Была «Режиссерская лаборатория», и по результатам лаборатории было отобрано два произведения, два спектакля, которые были поставлены на сцене театра. Это спектакли «Муха-Цокотуха» и «Собаки» (теперь «Стая»). Такая лаборатория будет проводится и в этом году. Мы приглашаем режиссеров и даем им возможность представить свои идеи. Сначала в письменном виде. Потом тем режиссерам, чьи идеи нам понравились, мы даем возможность поставить маленький 15-минутный отрывок из будущего спектакля с нашими актерами на сцене театра. После этого мы смотрим все творческие заявки и выбираем из них самые удачные. В результате режиссеры могут получить возможность поставить их спектакли в нашем театре.
В этом году у вас состоятся премьеры — Республика ШКИД и Волшебник Изумрудного города. Расскажите о них, пожалуйста.
«Волшебник Изумрудного города» — это замечательная работа молодого, но уже очень популярного композитора Евгения Загота. Он известен в московских театрах, да и не только в московских. И Евгений некоторое время назад написал такой мюзикл — «Волшебник Изумрудного города». И любезно предоставил нам возможность поставить этот спектакль в Москве, на площадке нашего театра. Мы с радостью взялись за эту работу. В истории театра этот спектакль — это, наверное, самый богатый по сценографии и костюмам. Много действующих лиц и очень много костюмов, замечательные декорации с использованием нашего пиксельного экрана. Специально для этого спектакля был придуман и сделан оригинальный анимационный видеоконтент. Кроме этого в спектакле будут задействованы огромные куклы и полеты. Но я не буду раскрывать наши секреты — когда придете, то увидите сами.
«Республика ШКИД» — это спектакль, который мы, кстати, задумали очень давно. Композитор Алексей Шелыгин уже два с половиной года назад начал работу над этим произведением. Либретто написал Лев Яковлев, наш добрый друг и коллега. Алексей Шелыгин — автор одного из самых любимых спектаклей в нашем театре «Московская история 1205», а драматург Лев Яковлев — автор либретто к спектаклю нашего театра «Баранкин, будь человеком».
Так вот, «Республика ШКИД» была задумана давно, и сейчас этот спектакль выиграл грант в Президентском фонде культурных инициатив. Это новая история Президентских грантов. Мы выиграли этот грант, и это даст нам возможность поставить этот спектакль. И в результате этот спектакль, кроме Москвы, увидят жители Санкт-Петербурга, Красноярска, Казани, Ростова-на-Дону, и завершится это большими спектаклями в Артеке. А вместе с нами в каждом спектакле будут принимать участие воспитанники театральных студий нескольких детских домов. Вот такой у нас большой проект. Все это состоится в конце октября, поэтому тоже приглашаем вас на наши спектакли.
Полина: Есть ли у вас любимый спектакль из тех, что вы поставили? Почему именно он?
Александр: Я люблю все наши спектакли. Можно сказать, что это мои дети. Каждый из спектаклей — это итог какой-то работы, итог какого-то моего возраста. Такая ситуация, что у нас спектакли редко уходят из репертуара. Дети вырастают, но следующие дети, которые им приходят на смену, хотят играть в этих спектаклях. Поэтому некоторые спектакли можно назвать «долгожителями». Как, например, спектакль «В детской», который был поставлен в 1989 году. Или же спектакль «Приключения Оливера Твиста», который был поставлен в 1990 году. Этому спектаклю в этом году будет 32 года. Сотни детей прошли через этот спектакль. Спектакли все любимые. Просто есть спектакли, которые рождались легко, а есть спектакли, над которыми долго думалось, которые долго не получались. Как, например, «Сон о дожде». Но в итоге этот спектакль стал очень серьезной работой для всех наших ребят. Но еще раз скажу, я люблю все свои спектакли.
Полина: Как вы подбираете актеров для спектаклей? Каждый может участвовать в кастинге?
Александр: Да, могут участвовать практически все желающие актеры труппы, но, прежде чем приходить на кастинг, нужно выучить с педагогами музыкальный материал — 3-4 музыкальных номера. Если ты можешь спеть арию главного героя — можешь участвовать в кастинге, но если пока не можешь, то лучше не приходи. Мы, конечно, проводим кастинги, и это достаточно открытая история. На кастинге сидит комиссия художественного совета театра, а иногда мы просим и самих детей, наших актеров, присутствовать на кастинге и послушать, как проходят испытания для их коллег. И можем спросить их мнение по поводу того или иного актера. В принципе практически любой может попытаться показаться, чтобы получить роль. Но возьмем пример роли Бекки Тэтчер из спектакля «Приключения Тома Сойера». Вряд ли может на эту роль пробоваться девочка в возрасте 8 лет или наоборот девочка, которой 17 лет. Для каждой роли существуют определенные возрастные рамки. Мы смотрим, кто соответствует той или иной роли. Но, тем не менее, пытаемся посмотреть всех, кто хочет попробоваться на роль.
Полина: Какой совет вы дали бы юным ребятам, которые хотят попасть в театр в качестве актера?
Александр: Тем, кто хочет попасть в театр нужно, в первую очередь, подготовиться музыкально. Обязательно. И не петь какую-то песню Моргенштерна, в которой нет ни мелодии, ни слов. Нужно знать несколько песен из тех, что сейчас называют «ретро». Можно подготовить и романс, обязательно нужно подготовить какую-то народную песню. Нужно хорошо подготовиться музыкально. Важно также уметь читать стихи и басни. Нужно прочитать не просто «глядя в потолок», но увлечь своей песней и басней людей, которые тебя слушают. Это очень важный принцип для комиссии. И это должно быть важным для того, кто хочет поступить в театр. «Я хочу, чтобы меня слушали», «Я хочу, чтобы меня поняли», «Я должен увлечь тех людей, которые меня слушают». Если ты сможешь увлечь, то комиссия простит тебе какие-то мелкие погрешности в музыкальной подготовке.
Если я увижу, что ребенок очень хочет быть в театре, что он увлечен, он интересно поет и рассказывает, то я возьму этого ребенка в театр.
Полина: Александр, есть ли у вас универсальные упражнения, которые могут помочь детям раскрыть свой творческий потенциал?
Александр: Универсальное упражнение есть! Много читать, в частности стихи. Много слушать музыку. Хорошую и разную. Вот это самое универсальное упражнение. Если вы будете совершать это упражнение ежедневно, вы станете разносторонним и интересным человеком для всех окружающих. И даже если вы не попадете в театр, то вы обязательно попадете в хорошую компанию, у вас будут хорошие друзья, и вам будет очень легко и интересно жить. Читайте книги и слушайте музыку.
Полина: И напоследок: какой совет вы бы дали детям и родителям, чьи малыши хотят развиваться на театральной сцене?
Александр: Какой совет? Вместе с детьми читайте книги и слушайте музыку. Разговаривайте с ними о прочитанном, об услышанном. Ходите в театры. Меньше оставляйте детей наедине с самими собой. Потому что только от общения с близкими, с родителями, с самыми лучшими друзьями (а родители — это самые лучшие друзья своих детей), только от такого тесного и теплого общения ребенок вырастет талантливым, интересным и думающим человеком.
-
Конечно! Талант нужно развивать с детства
-
Да, если бы только он сам проявил желание обучаться актерскому мастерству
-
Нет. Подрастет — сам решит, нужно ему это или нет
Фото: пресс-служба