В это трудно поверить, но эсэмэски были с нами не всегда. Идея о таком способе связи возникла еще в 1980 году, но реализовали ее только спустя 12 лет, 3 декабря 1992 года первое сообщение было передано. Оно состояло из двух слов: «Merry Christmas» и отправилось инженером Нейлом Папуортом с компьютера на телефон.
Сегодня по SMS мы подтверждаем банковские переводы, получаем предупреждения об ухудшении погоды, выражаем эмоции в виде смайликов и можем сделать что угодно. К лучшему это или к худшему, что мы и дня не проживаем без SMS?
Редакция Wday.ru попросила психолога, кандидата социологических наук Анетту Орлову объяснить, как сообщения влияют на нашу жизнь.
— SMS – это очень позитивное явление. Человек может написать информацию и вне контакта с адресатом ее передать. А ранее любая информация, кроме писем, передавалась при непосредственном участии. Отправляя SMS, ты уже не боишься, что можешь попасть не в тот момент, отвлечь человека и получить не тот результат. Ты имеешь возможность пересмотреть то, что написал, переформулировать, потому что у тебя есть на это время. Написать то, что трудно сказать при личной встрече. Легче стало и тому, кто пишет, и тому, кто получает, потому сообщение – не звонок, ты не обязан моментально на него среагировать, а можешь подумать, взвесить свой ответ. SMS позволяет контактировать гораздо больше, чем звонки, которые врываются в пространство и не дают заниматься ничем другим. Отвечать на сообщения можно почти в любых ситуациях. То есть это менее агрессивный способ коммуникации. И он сближает, когда вы очень далеко друг от друга. К тому же сообщения помогает говорить на те темы, которые человеку трудно поднимать при личной встрече, потому что он скован или застенчив. Это могут быть вопросы чувств, сексуальной жизни.
Но и минусы тоже есть. Порой малодушные, эгоистичные люди предпочитают таким способом передавать важную информацию, которая должна быть сказана глаза в глаза. Мошенники часто используют SMS, чтобы заставить человека совершить то или иное действие. Они анонимно вторгаются в твою жизнь и могут высылать тебе все, что угодно.
Тем временем американские ученые узнали, почему на точки в эсэмэсках люди могут запросто обидеться. Они проанализировали десятки сообщений в различных месседжерах. И пришли к выводу, что самый обычный знак препинания, такой как точка, воспринимается современными людьми как намеренная обида и даже проявление жестокости собеседника… Ух, слышали бы их наши школьные учителя!
Все дело оказалось в том, что при прочтении люди все чаще воспринимают знаки препинания как символы, передающие эмоции и интонации голоса человека, отправившего его. Если уж совсем просто, то поставил желтую «улыбочку» – значит, доволен как слон. Отправил многоточие – задумчив, а уж раз решился на точку, то пиши пропало. Точка в современном мире по замыслу ученых равна едва ли не вызову на дуэль.
Взамен исследователи предложили использовать более «миролюбивые» знаки препинания, например, восклицательный знак или многоточие, а новую мысль разделять новой строкой.
«Это дает более позитивное восприятие текста у человека, читающего ваше послание», – подытожили они.
Психолог Надежда Князева:
«Это исследование еще раз подчеркнуло нашу зависимость от соцсетей и всевозможных других форм офлайн-общения. Также это подчеркивает наше желание быть частью толпы. Примерно так: «Раз все ставят смайлы, то и я буду. Думаю, что к исследованию надо относиться с долей иронии. Ведь существует много способов выразить свою симпатию и расположение, в том числе и в письменной речи. Например, ласковые обращения, а вот грамотным языком со всеми знакомами препинания вы разве что подчеркнете уважение к собеседнику, но никак не обиду».
Преподаватель русского языка Жанна Жукова:
«Точка была одним из первых созданных знаков препинания, она имела полностью нейтральный характер и служила для того, чтобы обозначить конец предложения. Так как SMS-текст чаще всего состоит из неполных предложений, то точка ставится для придания изложению большей выразительности.
В настоящее время текстовые сообщения являются преобладающим способом общения для большинства людей. И то, как вы оформляете свои сообщения, влияет на представление получателей о вашей грамотности».