Мало кто из нас задумывался о том, откуда в нашей жизни появилось кино. Для современного человека все произошло будто само собой: были кинотеатры, в них показывали фильмы, сначала снимали на пленку, теперь оборудование стало более современным, и с каждым годом искушенного зрителя удивить все сложнее. Кинокартины становятся дороже, ведь на их производство уходит огромное количество денег. Чего стоят одни спецэффекты! Чтобы впечатлить нас, фильмы должны быть сделаны очень качественно, желательно в формате 3D.
Можете ли вы представить, что во время первого киносеанса люди испугались того, что они увидели на экранах? Там не было никаких звуков, дополненной реальности или брызг с потолка. Их напугала обычная движущаяся картинка. Когда-то человек даже не представлял, что время можно запечатлеть на пленку и показать результат сотням зрителей.
Кто же подарил нам эту возможность, без которой сейчас мы уже не представляем свою жизнь? Оказывается, благодарить за это нужно далеко не одного человека.
Братья Люмьер
Подробности жизни основателей кинематографа известны не так хорошо. Огюст и Луи были старшими в большой семье, у Люмьеров были еще младший брат и две сестры. На плечах отца лежала серьезная ответственность: нужно было спасать семью от банкротства, ведь нелегко прокормить семь человек, включая себя. Поэтому старшие братья решили ему в этом помочь. Если бы он знал тогда, сколько смогут сделать его талантливые сыновья не только для своих близких, но и всех последующих поколений!
Отец Луи и Огюста был художником, а впоследствии — фотографом. Поэтому не удивительно, что сыновья унаследовали интерес к фотографии и всему, что с ней связано. Луи Люмьер увлекался изучением проблемы коммерческого использования фотопластинок. В свои 18 вместе с отцом они открыли целую фабрику по их производству.
В то время люди постоянно что-то изобретали и открывали, ведь вокруг было столько всего неизведанного. Первым изобретением Луи стала сухая фотопластинка. А вот про второе его изобретение многие, наверное, слышали гораздо чаще. В 1895 году вместе с братом он построил первую модель кинопроекционной установки. Следом они изготовили съемочную камеру, с помощью которой смогли воспроизводить действительность. В их дуэте Луи отвечал за изобретательскую деятельность, а Огюст помогал ему финансово.
Год спустя люди впервые увидели фильм. Не думайте, что это была полнометражная двухчасовая кинокартина с глубоким смыслом и запутанным сюжетом. Нет, он длился меньше минуты, всего лишь 48 секунд. Но это были исторические секунды. Фильм назывался «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьоты», и его название полностью отражало содержание. Зрители наблюдали за тем, как на них надвигается поезд. Он появился вдалеке, проехал через весь экран и ушел за его левый край. Это повергло их в ужас.
Представьте себе: полный зал, ажиотаж, все находятся в ожидании какого-то чуда, которое им покажут на экране. И тут на них движется состав. Многие подумали, что это настоящий поезд, настолько непривычно людям было видеть запечатленную на пленку реальность. Говорят, что некоторые были готовы выбежать из кинозала, опасаясь за свою жизнь.
Фильм братьев Люмьер стал историческим событием. Эти 48 секунд перевернули нашу жизнь, ведь человеку удалось на плоском экране передать движение в перспективе. Такого до этого не делал никто.
В перерывах между своими грандиозными открытиями братья успели жениться, по иронии на двух сестрах. Однако в дальнейшем их пути разошлись. Луи посвятил кинематографу почти всю свою жизнь. Брат сначала помогал ему, но потом с головой погрузился в медицину и исследования раковых клеток. Огюсту было очень интересно заниматься лекарственными вакцинами и изучением функций витаминов.
Весь мир по сей день благодарит их за то, что когда-то любознательный Луи и предприимчивый Огюст решились перевернуть наше представление о пространстве.
Луи Лепренс
Братья Люмьер — это официальные отцы кинематографа. Но, по неофициальной версии, первый фильм в мире снял Луи Лепренс, причем на несколько лет раньше. Его мы можем благодарить за изобретение первого прототипа киносъемочного аппарата. На устройство, которое сочетало в себе камеру для съемок движения и проектор, он снял свое первое кино. Название незамысловатое — «Сцена в саду Раундхэй». Сюжет его также довольно прост: в кадре родственники Луи прогуливались по саду, пока он тестировал свое изобретение.
Однако жизнь изобретателя была довольно интересной. Он тоже увлекался химией и фотографией. Ему никогда не сиделось на месте, поэтому он постоянно переезжал. Сначала из Франции в Англию, потом из Англии в США. Луи мечтал продвигать свои разработки сразу в нескольких странах, но его мечтам не суждено было сбыться. Изобретатель таинственно исчез во время своей поездки к брату в Дижон.
Друзья не нашли его в пребывающем поезде, он будто растворился. Его смерть до сих пор остается загадкой, однако существует несколько версий. По одной из них, Луи знал секрет идеального самоубийства, после которого никто и никогда не обнаружит тело. Однако зачем успешному изобретателю нужно было сводить счеты с жизнью, никто объяснить не может. По второй версии, его убил собственный брат, виной всему стали большие деньги Луи. Третья версия гласит, что он был не изобретатель, а мошенник, поэтому свое таинственное исчезновение он подстроил, чтобы обезопасить себя и близких. По четвертой версии, Луи убили конкуренты во время войны за патенты на изобретения. До сих пор остается непонятным, какая из всех теорий наиболее близка к правде.
Очевидно одно: если бы не загадочный Лепренс и деятельные братья Люмьер, мы бы гораздо позже увидели все чудеса, которые дарит нам современный кинематограф. Остается только догадываться, каким было бы кино, если бы не старания этих трех людей.