В советские годы вообще было не принято говорить об особых детях. И показывать их — тоже. Маму, родившую ребенка с генетическим нарушением или пострадавшим во время родов, старались уговорить отдать его в интернат. «Зачем тебе это, — говорили они. — Намучаешься только». Женщин уверяли, что ребенок всю жизнь будет отставать от сверстников по уровню интеллекта и ловкости, не сможет закончить школу, получить профессию и всю жизнь будет нуждаться в уходе и опеке. Лучше родить другого, здорового ребенка, а этого отдать и забыть.
Ирина Константинова
Нейропсихолог, кандидат психологических наук, эксперт Центра лечебной педагогики «Особое детство»
К сожалению, и сейчас встречаются врачи в роддомах и поликлиниках, педагоги и психологи в ПМПК, разделяющие такую точку зрения, но в настоящее время таких историй нам рассказывают намного меньше.
Другая проблема, с которой сталкиваются особые дети и их родители, − предубеждение, сформированное в обществе. Иногда родители «обычных» детей боятся встреч с малышами, отличающимися чем-то от привычной нормы. Случается, что маму такого ребенка просят уйти с общей детской площадки или сами уводят своего малыша, если к нему в песочнице подсаживается ребенок, который не умеет говорить в свои 5 лет или делает странные движения (например, машет руками). Обычно они и сами не могут объяснить, чего так боятся. Но некоторые точно знают, почему общение с особым ребенком так вредно для их малыша.
Миф № 1. Они плохо обучаемы
Это не совсем так. Конечно, бывают дети с нарушениями интеллекта. Многие из них настолько сильно отстают от своего возраста, что не могут не только освоить школьную программу, но даже освоить игры для самых маленьких детей. Раньше считалось, что учиться таким детям не надо — достаточно обеспечить надлежащий уход и платить родителям такого ребенка (а потом — и самому инвалиду, достигшему возраста 18 лет) небольшую пенсию. Сейчас взгляды общества изменились.
Да, возможно, ребенок с нарушением интеллекта не сможет принять участие в общих играх, поддержать беседу о прочитанной книжке или просмотренном фильме. Но вполне вероятно, что он найдет друзей в компании младше себя — их игры как раз соответствуют его возможностям. А взрослея, они сами начнут ценить общество своего друга, который почему-то взрослеет медленнее их. Они придумают такую игру, в которую включится и их новый друг, будут обсуждать что-то доступное его пониманию.
А есть дети, у которых нарушений интеллекта нет. У них тоже могут быть сложности в обучении, но больше из-за особенностей поведения: им трудно принять школьные правила, делать то, что требует учитель, а самим не хочется. Например: в классе есть хулиган, который срывает уроки, не признает авторитета учителя. Педагога это раздражает, его негативное отношение чувствуют другие ученики и невольно копируют его — отказываются дружить, дразнят. В ответ такой ребенок ведет себя еще хуже, и проблема растет, как снежный ком. Нередко эти трудности поведения связаны именно с нарушением развития, хотя это не всегда так — может быть, проблема кроется в семейных отношениях. Если же учителю или одноклассникам удается подружиться с таким ребенком, выясняется, что он достаточно умен, чтобы справиться с задачей, которую не мог решить весь класс.
«Лена пришла к нам в Центр в 4 года. Они почти не говорила, не интересовалась игрушками, но играла на пианино, по слуху подбирая сложные произведения. Поначалу было трудно поверить, что девочка сможет учиться в школе — выполнять требования и задания учителя, находиться долгое время в окружении большого количества детей. Несколько лет специалисты потратили на то, чтобы сформировать у Лены интерес к окружающим ее предметам и людям. Когда ей исполнилось 7 лет, девочка поступила в школу с углубленным изучением английского языка, а сейчас заканчивает педагогический колледж, готовится стать психологом и работать с аутичными детьми».
Миф № 2. Они не умеют общаться и дружить
Да, нарушения развития могут стать причиной таких особенностей, из-за которых ребенку трудно влиться в компанию сверстников, разделить их интересы. И если «обычные» дети (и взрослые) находят это смешным или гадким, то общение обречено на неудачу.
Есть и другой миф: дети с синдромом Дауна (и вообще с нарушениями интеллекта) необычайно теплые, нежные и заботливые. Это тоже неправда — все дети разные. Точно так же, как и обычные дети, малыши с нарушениями развития могут проявлять и нежность, и заботу. Но бывает и так, что ребенок с синдромом Дауна отнимает у другого игрушку, плюет в лицо учителю, или выразительно, со вкусом декламирует услышанную где-то матерную фразу. Заметили? Все то же самое делают и «нормотипичные» дети.
«Однажды психолог Центра пришла на занятия после бессонной ночи. В группе, где она работала, занимались дети 5-6 лет, большинство из них имели диагноз „аутизм“ и связанные с этим нарушения общения. Согласно расписанию, она должна была проводить общее игровое занятие — организовать всех детей, чтобы они приняли участие в общей игре, включились в неложный сюжет, действовали в соответствии с их ролями. Поздоровавшись, она честно сказала детям, что плохо себя чувствует, ночью почти не спала, попросила не судить ее слишком строго, если игра получится недостаточно интересной. Дети быстро отреагировали на такое обращение — из разных углов комнаты принесли психологу одеяло и несколько подушек, а затем тихо сели ждать, пока психолог отдохнет».
Миф №3. Они научат плохому
Многих родителей пугает, что их ребенок начнет копировать странное поведение другого малыша. Вдруг после совместной прогулки их ребенок, который до сих пор вел себя «прилично» и «нормально», станет точно так же плеваться, махать руками и мычать вместо того, чтобы говорить? Некоторые с опаской интересуются, «не заразно ли это». Ответ однозначный: ни аутизм, ни нарушение интеллекта, ни детский церебральный паралич не заразны. А вот переймет ли обычный ребенок новый способ поведения, во многом зависит от родителей.
Иногда мама и папа реагируют так бурно, что это становится привлекательным для ребенка, особенно маленького — ура, он привлек внимание! Он начинает специально вызывать эту реакцию, чтобы снова полюбоваться на спектакль — мама кричит, заламывает руки, обещает позвать папу.
Если же посмотреть на эти «возможно, заразные» особенности поведения, то можно заметить, что сами по себе они не представляют ценности для ребенка, способного на более взрослое поведение — зачем ему устраивать истерику, если он умеет договариваться с мамой и добиваться желаемого более «цивилизованными» методами? Зачем трясти ручками, выкладывать фасолинки в длинные ровные ряды, крутить колесико машинки — если до этого он уже с интересом строил город и возил по дороге машинку с грузом? Возможно, он попробует один раз повторить ту примитивную игру, которую подсмотрел у особого сверстника, но быстро обнаружит, что это не так уж интересно, и вернется к привычному поведению.
«В группе детей 3-5 лет с разными нарушениями развития занимался мальчик Витя с выраженными нарушениями двигательной сферы (ДЦП). Из-за этих нарушений он не мог удержать в руках ложку, и во время общего обеда ел прямо руками. Другие дети были более ловкими. На одной из встреч психолога с родителями детей одна мам спросила, не будет ли ее дочь Маша вскоре есть так же, как Витя? Она как раз начала проявлять интерес к действиям других людей, научилась копировать их. Мы обсудили возможные варианты развития событий и наиболее эффективные действия, которые она могла бы предпринять. Через неделю она рассказала, что, действительно, вернувшись домой после занятий, Маша отказалась от предложенной ей ложки и стала есть руками котлету и макароны. Однако спустя несколько минут она обнаружила, что ложкой есть намного удобнее, и попросила ее обратно».