Без философского осмысления не обойтись

Реклама

культура

Фото №1 - Без философского осмысления не обойтись

О философии в 21 веке

В 21 веке философы, как и раньше, занимаются философией, причем совершенно разной! И античной, и современной — на любой вкус. Мнение, что «философия — это что-то далекое и древнее, а философы — это старички с длинными бородами», возможно, и распространенное среди людей, далеких от этой области знания, но не имеет ничего общего с реальным положением дел. В 2010 году, когда я только поступила на 1 курс философского факультета, наш декан Владимир Васильевич Миронов тогда сказал нашему потоку студентов-первокурсников: из вас, возможно 1-2 человека действительно станут философами. Это значит, что сегодня, в 21 веке, выпускники философского факультета не становятся автоматически Кантами и Гегелями современности, как можно было бы предположить: это прежде всего критически и аналитически мыслящие личности, специалисты широкого профиля, умеющие решать нестандартные задачи, ставить правильные вопросы и находить нетривиальные пути решения сложных проблем, способные обрабатывать огромные массивы информации и работать с текстами и различными типами данных. И это не гуманитарии в чистом виде и в привычном смысле: это люди с фундаментальным широкопрофильным образованием, нестандартным мышлением и умением думать. И это, пожалуй, главное, что дает образование на философском факультете и что будет ценно и востребовано всегда, не считая того, что на протяжении обучения можно заниматься тем, что тебя по-настоящему захватывает и увлекает!

О научной работе и теории познания

Я закончила с отличием философский факультет МГУ в 2015 году, затем аспирантуру на родном факультете и в настоящее время продолжаю научно-исследовательскую деятельность: работаю младшим научным сотрудником и заканчиваю работу над кандидатской диссертацией (по специальности «Онтология и теория познания») под названием «Объективность и артефакт в современной эпистемологии», а также выступаю на научных конференциях, пишу статьи по этой теме, участвую в грантовых проектах. Область моих научных интересов — это современная философия, а если быть точнее, то современная эпистемология на стыке философии науки и современных исследований науки и технологий. В своей научной работе, если стараться говорить коротко и предельно просто, я исхожу из допущения, что есть некоторое концептуальное поле, которое мы называем «эпистемологией» (поле, где разрабатываются концепты и концепции, при помощи которых мы мыслим и пытаемся понять, что представляет собой наука), и появившиеся примерно с половины 20-го века радикально новые, может быть во многих аспектах антифилософские, способы исследовать науку как таковую ведут к определенным изменениям в этом концептуальном поле. И, собственно, цель моей научной и исследовательской работы заключается в том, чтобы понять, что происходит с концептами, при помощи которых мы мыслим, что представляет собой наука (а объективность и артефакт относятся к этим концептам), в ситуации, когда появляются радикально новые способы исследования науки.

О философах

Сложно назвать кого-то одного из философов, кто мне нравится больше всего, ведь так или иначе разные философы оказали в разное время влияние на мое мировоззрение, формирование научных интересов. Пожалуй, назову все же не одного, а двух современных философов и историков науки, наиболее близких мне на сегодня: Лоррейн Дастон и Питер Галисон. В 2018 году на русском языке вышел перевод их совместного масштабного исследования «Объективность»: совершенно фантастический проект, в том числе демонстрирующий, как можно заниматься философией в 21 веке.

О философском образовании

На философский факультет я поступала целенаправленно, выбирая эту специальность как не техническую и в то же время не гуманитарную (у нас была и высшая математика, и логика, например), хотя и имела достаточно абстрактное представление о том, чем же я буду заниматься и что мне даст философский факультет. Но меня всегда тянуло туда, где сложно и непонятно, где всегда будешь выходить из зоны комфорта. По мере углубления в специальность я стала лучше понимать, что меня увлекает и интригует, в чем я хочу сама разобраться. Именно поэтому пошла в аспирантуру и продолжаю заниматься научно-исследовательской работой. Думаю, каждый может найти такую область для себя: то, что будет интересно, и то, что позволит расти. И спустя 10 лет могу с уверенностью сказать, что сделала для себя правильный выбор.

О решении стать философом

Философом я, наверное, решила стать на Дне открытых дверей в МГУ, когда послушала лекцию нашего декана Владимира Васильевича Миронова. Думаю, что именно благодаря выступлению Владимира Васильевича я впервые тогда приняла осознанное решение поступать на философский, хотя заканчивала физмат школу и выигрывала в олимпиадах по русскому языку. Почему все-таки философский? Интуитивно казалось, что мне это будет действительно интересно. Шла туда, где было непонятно, тяжело, а значит туда, где я смогу развиваться, преодолевать себя, узнавать новое и, возможно, внести и свой вклад.

О задачах

На мой взгляд, современная философия, как и философия вообще, не столько решает конкретные задачи, сколько ставит важные вопросы, позволяющие лучше понимать происходящие процессы, принимать решения, взвешивать риски, задумываться. А без этих правильно поставленных и сформулированных вопросов и размышлений не могут обойтись и другие науки и области знаний. Взять, например, активно развивающиеся когнитивные исследования, современные исследования в области искусственного интеллекта и цифровизации, биоэтику и биомедицину: это лишь малая часть тех исследовательских областей, в которых без философского осмысления научных проблем сегодня не обойтись. В том числе и в этой связи особую значимость сейчас начинают приобретать междисциплинарные области исследований на стыке различных научных дисциплин. И роль философа в этой перспективе как никогда значима. Предсказать будущее сложно, но можно с уверенностью утверждать, что философия играет далеко не последнюю, если не сказать, одну из главных ролей в развитии научного знания.

Adblock test (Why?)

Источник