Валентин Гафт мечтал о сцене, как говорится, еще с пеленок. Однако ни далекие от мира искусства родители, ни высокомерные режиссеры не верили, что молодой человек с нетипичной для советского экрана внешностью сможет чего-то добиться.
Знак судьбы
Валентин Иосифович родился 2 сентября 1935 года в Москве, в семье военного прокурора. И это не могло не наложить отпечаток на его жизнь. Зная уклад и порядки своих родственников, Гафт даже не пытался снискать поддержки у матери и отца. Поэтому, когда время пришло для поступления в институт, молодой человек тайно подал на театральное отделение — и был успешно зачислен в одно из столичных учебных заведений.
Он неоднократно вспоминал, что буквально за пару дней до вступительных испытаний случайно встретил на улице известного тогда актера Сергея Столярова. Юный Валентин набрался смелости и попросил артиста оценить его творческие способности. Столярова приятно удивил напор вчерашнего школьника. Поэтому он решил поделиться с ним секретами своего мастерства, которые и выделили Гафта на экзамене.
Юный Гафт с отличием проходил обучение и уже со второго курса пробовал себя в кино. Правда, с практической точки зрения его успех сложно было назвать значительным. Валентин робел перед камерой — и как сам признавался уже в более поздние годы, это состояние его не покидало как минимум два первых десятилетия работы в кино.
Немаловажной причиной отсутствия значимых ролей у актера (причем по его собственному мнению) были и специфические внешние данные. Валентину Иосифовичу чаще других доставались роли скандалистов и злодеев — а им, как правило, отводится не так уж и много экранного времени.
К счастью, в конце 1970-х судьба свела артиста с Эльдаром Рязановым. Тот нашел более верное применение необычной харизме Гафта, юмористически обыграв ее в целой череде своих культовых кинолент.
Универсальный человек
На протяжении всей жизни творчество оставалось главной страстью Валентина Иосифовича. Если он не играл в кино, то обязательно выходил на сцену любимого театра «Современник», на подмостках которого прослужил около 50 лет.
Ну а когда выдавалась свободная минута от постановок, Гафт писал поэмы, песни и стихотворения. И если настроение было игривое, то и незабываемые острые эпиграммы.
Вот как он описал в стихотворных строках феномен Юрия Никулина:
«Он как подарок с огорода,
Самый любимый у народа.
Пусть неказист слегка на вид,
Красавцы рядом с ним — уроды.
Вот вам и матушка природа —
Она и клоунов родит».
Или же особенно почитаемого Эльдара Рязанова, давшего мощный стимул развитию его кинокарьеры:
«Переосмысливая заново
Картины Элика Рязанова,
Скажу: талант его растет,
Как и живот, им нет предела,
Но вырывается вперед
Его талантливое тело!»
Острые и точные строки авторства Гафта разлетались по СССР с невиданной скоростью. Одни коллеги благодарили его за забавные и меткие наблюдения, а другие всерьез обижались.
Вот только обычно автором слишком задевающих строк значился не сам Валентин Иосифович, а его многочисленные подражатели, полюбившие жанр эпиграммы.
Так, еще в прошлом веке на Гафта затаил обиду весь клан Михалковых-Кончаловских.
«Россия! Чуешь этот странный зуд!
Три Михалкова по тебе ползут!»
Гафт публично признавался, что не является автором этих строк. Однако в народе за ним уже закрепилось звание главного и беспощадного в своих оценках сатирика — и уже ничего нельзя было с этим поделать.
Пытался оспорить Валентин Иосифович и свою причастность к этой эпиграмме о Сергее Безрукове: «Умереть не страшно. Страшно, что после смерти могут снять фильм, и тебя сыграет Безруков!»
К слову, актер совсем не обиделся на своего старшего коллегу. Все-таки многие знаменитости даже лично просили Гафта написать про них, и не всегда он соглашался. Одной из последних поэтических зарисовок актера стали строки о Григории Лепсе:
«Вчера весь вечер слушал Лепса
И до сих пор не успокоюсь,
Он так орал, идя по рельсам,
Что испугался встречный поезд».
«Не просто мячик на траве»
Второй страстью в жизни Гафта был футбол. И мы совершенно не преувеличиваем! Еще будучи мальчишкой будущий, актер с упоением все свое свободное время гонял мяч по двору — и старался не пропускать ни единого матча на стадионе.
С предпочтениями, за кого болеть, Валентин Иосифович определился еще в юности — и все эти годы оставался ярым поклонником родного столичного «Спартака».
«Если бы не было »Спартака», не было бы футбола. Да я просто не мог полюбить никакую другую команду! По сравнению со всеми остальными монстрами »Спартак» выглядел такой близкой, родной, действительно народной командой. Жмельков, Леонтьев… Они стояли на воротах в простых кепочках, которые носили наши родители, учителя, обыкновенные дяди из соседнего подъезда», — вспоминал как-то Гафт и уверял, что футбольный мир ему близок еще и тем, что очень сильно напоминает актерский путь.
«Футбол — игра трудная, очень похожа на театр. Только драматургия не написана. И вместо тренера у нас главный режиссер. Но вся подготовка, внутренние проживания, ошибки, комплексы, усталость, повторы — все очень похоже на нашу профессию. Поэтому я футболистов понимаю очень хорошо», — точно подмечал он.
Три дороги
Отсутствие эталонных данных и заметного успеха в кино в молодости никогда не были для Гафта проблемой в любовном плане. Мужчине не составляло труда обратить на себя внимание той или иной красавицы. Он слыл настоящим героем-любовником, хотя публично почти никогда не говорил о своих бурных и многочисленных романах с женщинами.
Да, Валентин Иосифович не скрывал, что его первый брак с манекенщицей Еленой Изергиной закончился как раз из-за измен с обеих сторон. Но тогда влюбленные были совсем молоды и неопытны и даже не имели оптимальных условий для совместной жизни.
Второй брак тоже не принес Гафту счастья. Его супруга Инна Елисеева являлась девушкой из очень обеспеченной семьи, хотя сама и не была обременена интересами и обязанностями.
Семья Инны невзлюбила тогда еще не достигшего высот актера и в буквальном смысле этого слова попрекала его каждым куском.
«Как-то за обедом я спросил, можно ли мне еще цыпленочка. А мне ответили: »Вот когда будете зарабатывать, тогда и получите». И я ушел из этого дома навсегда. Почему-то пишут, что Инна была балериной, но нет — она вообще нигде не работала», — впоследствии рассказывал Гафт.
Впрочем, в этих отношениях артист обрел свою единственную дочь Ольгу. Гафт желал наследнице всего самого лучшего и не хотел, чтобы она повторила его ошибок. Поэтому, когда в театральных институтах ему намекнули, что дочери не стоит связывать жизнь с кино, он отказался использовать свои связи для ее поступления в театральный вуз.
В итоге Ольга стала балериной, но, судя по всему, так и не смирилась с тем, что главная мечта не сбылась. В 2002 году 29-летняя женщина покончила с собой — и Гафт винил себя, что косвенно стал причиной прервавшейся жизни наследницы…
Пережить смерть единственного ребенка Валентину Иосифовичу помогла его третья супруга, актриса Ольга Остроумова. Их «служебный роман» стал неожиданностью для всех, но в итоге знаменитости прожили вместе почти четверть века — как говорится, душа в душу. Гафт даже стал считать детей жены от прошлых отношений своими собственными и отлично общался с каждым из них.
И все же у него остался родной ребенок. Дело в том, что после первого развода, в начале 1970-х, он какое-то время встречался с художницей Еленой Никитиной. Влюбленные уже расстались, когда Елена поняла, что ждет ребенка…
Она не стала рассказывать экс-избраннику, что родила от него — Валентин Иосифович узнал о сыне Вадиме, когда мальчику было уже три года! Все потому, что Никитина не хотела участия Гафта в судьбе ребенка, с которым эмигрировала в Бразилию. Вадим начал общаться с отцом лишь в зрелом возрасте — и судя по всему, довольно плотно, желая действительно стать частью его жизни.
Конец эпохи
Валентин Иосифович упорно выходил на сцену, пока ему позволяло здоровье — и прогрессирующая болезнь Паркинсона. В конце 2017-го он неудачно упал и больше не смог вернуться к работе в театре и кино. Вдобавок к этому Гафт пережил инсульт.
И от этого удара он уже так и не смог оправиться.
Родственники не скрывали, что актер потерял возможность ходить и даже почти не разговаривает.
«Не хочу стать обузой для кого-то. Я доживаю, мне осталось мало, и я это понимаю. Ничего не прошу у руководства »Современника», в театре и без меня есть кому помогать. А для меня надежда и опора — моя жена Оля Остроумова», — говорил Гафт в программе «Привет, Андрей!», как бы прощаясь с миром театра и кино. И, кажется, морально он был ко всему готов. И уже успел сделать все, что посчитал нужным.
Фото: кадры из программы, Legion-Media.ru, Persona Stars