Школьная программа — это такая штука, об которую сломали не одну сотню копий. И вроде каждый год ее меняют, многострадальную: то одно добавят, то другое уберут. То астрономией жонглируют, то вокруг уроков православия танцы с бубном. Что мы вообще хотим от школы? Дать человеку знания, которые ему пригодятся в жизни? Основы всестороннего развития? Заинтересовать в дальнейшем изучении предмета?
Я помню свою собственную учебу. Я знаю, чему сейчас учат мою собственную дочь. И у меня есть мой собственный рейтинг самых бесполезных школьных предметов.
1. ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности
Это безусловный хит. Чего стоит только расшифровка аббревиатуры! Она и сама-то неблагозвучная. А в длинном виде это какой-то мертворожденный набор слов. Основам безопасности жизнедеятельности, если вдуматься, учат ребенка родители. Не лезть в кипяток, не хвататься за горячую плиту, правильно передавать нож и переходить дорогу. А в школе? У нас этот предмет вел бывший военный, который с упоением рассказывал, как себя вести во время ядерного взрыва. Да никак себя не вести, вы все равно умрете. И я тоже. Причем я, как настоящий хипстер в наушниках, умру, даже не поняв, что случилось. И знание, как правильно надевать противогаз, нисколько мне не поможет.
Нет, знания о том, как откачивать утопающего, как смывать с лица перцовый газ или бинтовать руки-ноги, безусловно, нужны — мало ли что. А вот вызубренные наизусть воинские звания (!) или практика написания сочинений на тему «Идеальный солдат» — вряд ли. Между тем правила оказания первой помощи дают крайне сухо, ограничиваясь инструкцией типа «В любой непонятной ситуации прикладывай лед и вызывай скорую». Никакой практики, конечно. А писать сочинение по ОБЖ — бездарная трата времени.
Чем заменить: занятиями по оказанию первой помощи, как распознать инсульт, о том, как действовать в экстренных ситуациях (потерялся, например). И неплохо бы разъяснять, на какую помощь имеет право человек, оказавшийся в такой ситуации, — от полиции, от врачей и чиновников.
2. Трудовое воспитание/Технологии
В том виде, в котором оно существует сейчас, — это анахронизм. Меня, например, учили вышивать. Ребят, серьезно? Вышивание может стать хобби. Но уделять этому школьное время? Безусловно, азы кулинарии или шитья пригодятся. Правда, вряд ли стоит шить фартук или юбку в школе. Все равно в жизни это будут делать единицы. «Лучше бы научили носки штопать. Или заплатки на джинсы ставить», — бурчала я, выводя иглой машинную строчку вручную. Зачем?! Зачем мне эти навыки? Впрочем, я и носки не штопаю, отправляю в мусорку. А дочь мою учили шить на ручной машинке. Видимо, на случай, если она попадет в каменный век и электричество отменят.
А изучение дизайна кухни? Как только дело дойдет до моей собственной кухни, я буду сам себе дизайнер и ни один школьный учебник мне тут не указ. Тем более что эти пособия устаревают быстрее, чем выходят в свет.
Мальчиков учат шлифовать, пилить и строгать. Нет, неплохо, конечно. Хотя я не видела ни одного взрослого мужчину, который с упоением сколачивает табуретки. Нет, вру. Одного видела. Он этим на жизнь зарабатывает. В общем, табуретку гораздо проще купить, чем ее делать. Умение держать молоток в руках я, конечно, приветствую. Но фрезерный станок вряд ли в моем семейном гнезде появится.
Чем заменить: почему бы не преподавать девочкам уроки стиля, раз уж мы решили растить леди? Уместность макияжа, совместимость цветов и элементов одежды — все лучше, чем вышивание. Маникюр, может, даже основы парикмахерского искусства. Для профориентации пригодилось бы опять же.
А мальчикам? Знаете, наверняка у каждой женщины есть мечта, чтобы ее мужчина умел починить кран или раковину. Вы много знаете мужчин, которые хоть что-то знают об устройстве раковины до того, как вы попросили что-то там починить? И еще одно, на мой взгляд, полезное умение: разбираться в машинах. Колесо поменять, клемму на аккумуляторе прикрутить. Знать, как капот открывается.
И уж точно ни тем, ни другим не помешали бы уроки водительского мастерства. Хотя бы на стенде, хотя бы начала, азы. Лично я любые пяльца променяла бы на практику вождения.
3. Физкультура
Не спешите кидать в меня тапками. Я не призываю отказаться от активности. Но есть нюансы. В большинстве школ физкультуру преподают ну просто убого. И вообще за урок не считают. С одной стороны, не в каждой школе есть возможность учить плавать, например, или кататься на коньках. И душ принять возможности тоже нет. И это отстой.
С другой… Даже не знаю. Может, традиция? Ведь последние лет 30 уроки физры выглядят одинаково: большую часть четверти валяем дурака, играем в волейбол, встав в кружок, или треплемся. А три-четыре урока из всей четверти сдаем нормативы как полоумные. При том, что большинство не может ни правильно отжаться, ни присесть, ни подтянуться. Может, выучили правила игры в тот же волейбол или баскетбол? Не-а. Чем занимались столько лет на физкультуре? Непонятно.
Зато мы писали рефераты. Про тот же баскетбол. Вот так и вырастают диванные болельщики.
И еще мой, лично мой препод физкультуры был настолько бездарен, что доверял проведение эстафет наиболее активным ученикам из моего же класса. Они сами придумывали этапы, сами проводили. Чувствовали себя при этом невероятно крутыми. Для меня эстафеты закончились, когда я сломала руку прямо на уроке. После этого случая один вид спортзала пугал меня до икоты. А мой собственный вид до икоты пугал учителя.
Чем заменить: основы самообороны и хореография. Полезно будет и тем, и другим. А еще — хоть какая-то теория здорового образа жизни: питание, метаболизм, прочие основы фитнеса.
А вы что думаете о современном образовании?
-
Идеальным было советское – все на своем месте, и учили качественно.
-
Давайте брать пример с Запада и позволять детям самим выбирать, какие им нужны предметы.
-
Вообще не отдам ребенка в школу – предпочитаю семейное обучение.
-
Меня все устраивает, те, кто жалуется, – просто лентяи. Или с жиру бесятся.
-
Система образования действительно отстала от современной жизни.