ВНУКИ НАЗЫВАЮТ АЛИСОЙ
– Я выросла за кулисами, потому что мои родители всегда много работали, оба были очень увлечены театром, — говорит дочь Фрейндлих Варвара Владимирова. — Но брошенной я себя не чувствовала. Я всегда могла прийти к ним на работу — поприсутствовать на репетиции, наблюдать, как мама гримируется, заходить в реквизиторскую и даже в папин кабинет, так что в театре я чувствовала себя как дома. Ну и конечно, смотрела спектакли. Помню, однажды шел «Малыш и Карлсон», где мама играла Малыша. Когда Карлсон улетел, и грустный Малыш остался один, я не выдержала и крикнула: «Мамочка, я здесь!»
Мама сова, как большинство актеров: после спектакля нужно выспаться. Это я знала с детства, поэтому по утрам никогда ее не беспокоила — сама вставала, завтракала и уходила в школу. Иногда я получала плохие оценки и подчищала дневник. Мама редко его проверяла. Но однажды она увидела двойки и очень расстроилась. Но не из-за оценок, а из-за моего вранья, ведь я убеждала ее, что все хорошо. Мама тогда сказала: напиши на листочке мудрое изречение «Маленькая ложь рождает большое недоверие» и повесь над кроватью. Мне стало так стыдно, и я исписала весь лист мелким шрифтом. После этого я поняла, что всегда лучше сказать правду.
Как говорит мама, когда говоришь правду, не приходится так много запоминать. Хороший урок, но часто мешает в жизни.
Конечно, нелегко быть дочерью Алисы Фрейндлих. Но мне никогда не приходило в голову сравнивать себя с мамой. Я всегда понимала, что моя мама уникальная. Я у нее многому учусь. Она всегда помогала мне в профессии, давала советы. Мы вместе выходили на сцену, сейчас играем в спектакле «Лето одного года». Всегда могу рассчитывать на ее поддержку. Мы с ней не просто мама и дочка — мы подруги, а мои дети называют ее Алисой. Она всегда волнуется перед выходом на сцену, потому что настоящий артист всегда думает о том, как его примут зрители.
ГОТОВИТ ВКУСНЕЕ, ЧЕМ В РЕСТОРАНАХ
– Мне приходится работать с разными актерам по всему миру. Обычно артисты такого статуса привыкли, что их обслуживают, все приносят. Но Алиса Бруновна все делает сама, — говорит режиссер Иван Вырыпаев. — Она же человек, прошедший блокаду. Никогда не позволит себе выбросить еду, никогда не хвастается, лишний раз не хочет кому-то хлопот причинять.
Любит домашнюю еду. Как-то мы с ней были в ресторане, она попробовала и сказала: «Конечно, вкусно, но я дома делаю это вкуснее».
Специально для Алисы Бруновны к ее юбилею я написал и поставил пьесу «Волнение». Идея пришла ее внуку Никите, с которым мы дружим и который продюсирует мои работы.
Конечно, я волновался. Ведь вот она рядом — актриса, на образах которой я вырос, слушает, что я говорю. Работа с Алисой Бруновной была проверкой моей профессиональности. По ходу работы она задает очень точные профессиональные вопросы, и ты должен быть готов на них ответить.
Она воспитывалась у великих режиссеров, поэтому в ее культуре и воспитании режиссер — большая фигура. А она, актриса, должна выполнять его требования. Хотя у нее есть какие-то свои взгляды на те или иные вещи. Не на все ее просьбы я пошел, так что Алисе Бруновне, наверное, со мной было сложновато.
Сейчас всем молодым студентам я ставлю ее в пример. Не хочу обидеть своих артистов, но за 10 минут до начала репетиции все еще в буфете сидят. Прибегают, а у них котлеты в усах. Алиса Бруновна всегда приходит первая и всех ждет. За 15 минут до репетиции она уже переодетая сидит у сцены.
НЕ СКУПИТСЯ НА ПОДАРКИ КОЛЛЕГАМ
– Столько работать, сколько до сих пор работает Алиса Бруновна, не каждый сможет. Казалось бы, у тебя есть практически все, уже ничего не надо доказывать. Но она не может без работы, — говорит Андрей Шарков.
Недавно прочел где-то ее прекрасные слова: талант — это богом данное, но многие забывают, если не трудиться, талант быстро улетучится.
Алиса Бруновна абсолютно не жадная. Никогда не скупится на подарки коллегам. Дает девочкам-гримерам деньги, чтобы купили более дорогую косметику и грим для всех артистов, не только для нее.
Она закрытый человек, личным с коллегами не делится. Но при этом никогда не откажет в помощи.
Однажды серьезно заболела моя подруга из Амстердама. Нужно было срочно передать из России лекарство, которого там не найти. Алиса Бруновна как раз летела в Голландию с концертами. Я попросил взять лекарство, и она охотно взяла, передала в аэропорту.
А вообще, она человек с характером. И взбрыкнуть может, если ей что-то не нравится, что-то поперек. У Фрейндлих мощный, сильный характер. Ни под кого не прогибается, отстаивает свою позицию. Зато в каждой роли многое остается от нее.
ОЧЕНЬ САМОКРИТИЧНА
– Первый раз я увидел Алису Бруновну еще в конце 1950-х годов, когда она отбиралась в Театре имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком». — Прим. ред.), — рассказывает Олег Басилашвили. Я там уже год как работал, и мы ее смотрели. Алиса мне сразу показалась талантливой девочкой. Но в этот театр она не пришла, почему — не знаю.
Мы пересекались с ней на съемочной площадке лишь один раз, в одном кадре «Служебного романа», где мой герой наговаривает на Новосельцева. Сняли в один день за три дубля. И в каждом дубле она реагировала по-разному, была совершенно другая. Алиса Бруновна блестяще импровизирует.
Мы вместе играем в нескольких спектаклях. Она очень беспокойный, самокритичный человек, это позволяет мне взглянуть и на себя с такой же позиции.
ИГРАЕТ ПРОСТОГО, ПОНЯТНОГО ЧЕЛОВЕКА
– Когда Алиса Бруновна пришла в БДТ, она уже была одной из самых известных актрис театра кино, — рассказывает Георгий Штиль. Товстоногов ее очень любил. Если на афише имя Фрейндлих, значит, всегда будет полный зал. Не видел ни одного актера или актрису последних лет, которого бы так любили зрители. Она играла простого, понятного человека, и играла всегда очень здорово.