Бухгалтеров заменят компьютеры, таксистов – беспилотники, экономистов и юристов и без того слишком много. Какие специальности будут на пике популярности спустя два десятилетия? К чему готовить детей, чтобы после учебы они не остались не у дел?
Мы взяли за ориентир Атлас профессий будущего, подготовленный Агентством стратегических инициатив и бизнес-школой Сколково: он содержит около 100 профессий, которые будут востребованы через 15−20 лет. Впрочем, специалистов по некоторым из них остро не хватает уже сейчас. Вот, например, пять профессий, очень интересных и странных для нынешних нас.
Системный биотехнолог
Кто это? Биотехнологи – это специалисты, которые разрабатывают новые виды лекарств, пищевых продуктов, парфюмерии, косметики, топлива, строительных материалов. Причем все это производится из живых организмов, в том числе и топливо, и строительные материалы. Именно на биотехнологии делается ставка в борьбе с раком и другими заболеваниями, и именно биотехнологи могут избавить человечество от мусорной проблемы, создав биоразлагаемый аналог пластика.
Как можно подготовиться? Биотехнология – междисциплинарная отрасль, то есть совмещает инструменты разных наук. В первую очередь органической химии и биологии. Соответственно, их и надо изучать. Скучно? Да, в школе эти предметы и впрямь частенько преподают довольно скучно. А ведь если бы учитель не только рассказывал, но еще и показывал опыты – ведь нет ничего увлекательнее экспериментов! Но есть дополнительное образование. Например, на программе «Мир исследователей Henkel» дети играючи проводят лабораторные опыты и познают азы химии и экологии. Самое главное – ребята учатся самостоятельно выдвигать гипотезы, продумывать ход экспериментов и анализировать получившиеся результаты, как это делают настоящие исследователи. Именно такие навыки и понадобятся будущим биотехнологам, от которых общество ждет новых открытий и прорывов. Кстати, некоторые эксперименты можно проводить и в домашних условиях. А начинать можно уже с восьми лет.
Специалист по преодолению экологических катастроф
Кто это? Планету – а точнее, человечество на планете – нужно спасать. Тающая вечная мерзлота, тихоокеанское мусорное пятно, загрязнения – все это «долгоиграющие» проблемы, которые необходимо решить. А решив их, нужно не допустить повторения или возникновения аналогичных. Этим и будут заниматься инженеры, работающие с экологическими катастрофами, настоящие супергерои XXI века. Согласно прогнозам, они появятся еще до 2020 года.
Как можно подготовиться? Приблизиться к этой специальности можно через углубленное изучение географии, биологии, химии. Но одних школьных предметов недостаточно. Ребенка также необходимо познакомить с дисциплиной «экология» и принципами устойчивого развития. Здесь подойдут совместные занятия с родителями, а также документальные или художественные фильмы по теме. Даже вдумчивый просмотр мультфильмов «ВАЛЛИ» или «Лоракс», например, поможет детям вникнуть в вопрос. В парках и других городских пространствах летом часто проводят мастер-классы и лекции по экологии, на которых объясняют о важности переработки отходов, снижении выбросов в атмосферу и т. д. Подобным мероприятиям лучше всего уделить время и внимание, заодно получится разнообразить летние каникулы. Кроме того, новые знания ребенку будут полезны в повседневной жизни, если он все-таки выберет другой вектор развития.
Космогеолог
Кто это? Жизнь человека все больше выходит за пределы Земли. И одного слова «космонавт» совсем скоро будет недостаточно, чтобы охватить весь спектр специалистов, работающих в открытом космосе. Одна из востребованных профессий будущего подразумевает поиск и добычу полезных ископаемых на Луне и астероидах – геологию на космических объектах.
Как можно подготовиться? Космонавтика увлекает детей намного проще, чем взрослых. Чтобы грезы когда-нибудь превратились в реальность, это увлечение стоит поддерживать – например, совместным чтением блога Роскосмоса или космонавтов, походами в тематические музеи. В школьной программе стоит делать особый упор на физике, географии, математике. Причем хорошо бы, чтобы эти знания преподносились в доступной и интересной форме. Как можно раньше стоит начать изучать программирование и робототехнику, для этого будет достаточно хороших онлайн-курсов и подходящих игрушек. Кроме того, не следует забывать о физической подготовке – на этапе школы будет достаточно привычки делать зарядку каждый день и ходить на плавание, которое не только поддержит здоровье, но и натренирует вестибулярный аппарат.
И еще эксперты утверждают, что не меньшее значение для профессионального успеха в будущем будут иметь soft skills или надпрофессиональные навыки. Это системное мышление, коммуникабельность, способность действовать в условиях неопределенности и мультикультурность – про воспитание этих качеств тоже не стоит забывать.
Science-художник
Кто это? Технологии и художества часто противопоставляют друг другу, в то время как сама история нам показывает: новые научные открытия и изобретения развивают искусство, пополняют его новыми жанрами и направлениями. Когда появился фотоаппарат, одни сомневались в том, что этот прибор может стать творческим инструментом, другие начали опасаться за существование живописи. В конечном итоге фотография не только не вытеснила изобразительное искусство, но способствовала появлению в нем новых течений. Тот же процесс происходит в наши дни, но уже с другими изобретениями. Постепенно появляется и формируется как отдельное направление science-art – симбиоз науки и искусства. Его приверженцы создают художественные объекты, используя последние научные достижения и открытия.
Как можно подготовиться? Учить разбираться в искусстве, понимать и любить его нужно смолоду. Одно только название профессии science-художник подразумевает, что специалист должен быть подкован сразу и в точных науках, и в искусстве. Отправляйтесь с ребенком на выставки, спектакли и концерты и при этом уделяйте внимание не только классике, но и современным арт-объектам. Изучайте дома или на специальных детских курсах историю художеств, музыки и театры, XX и XXI векам отдавайте столько же времени, сколько эпохам Ренессанса или Просвещения. Вместе с тем изучайте естественные науки и заботьтесь о том, чтобы занятия были веселыми. Можно делать упор на простые, но зрелищные домашние эксперименты, которые легко повторить в домашних условиях. Например, попробуйте изготовить неньютоновскую жидкость. Для нее нужны всего лишь крахмал и вода, зато веселья и вдохновения – через край! Читайте с ребенком научно-популярные журналы и блоги, обсуждайте новые достижения и фантазируйте, что бы вы могли с их помощью сделать.
Модератор платформы персональных благотворительных программ
Кто это? Добрые дела – стремительно набирающий обороты тренд. Благотворительность приобретает все больше форм: любой человек может подписаться на ежемесячное пожертвование, перечислить фонду большую сумму, подарить другу сертификат о пожертвовании вместо материального подарка. Люди все чаще сами проявляют инициативу и не просто совершают единовременный взнос для очистки совести, но направляют свои силы и средства на решение определенной волнующей их проблемы. И большим неповоротливым организациям все сложнее выполнять такие частые и разные запросы. Более подвижная и персонализированная платформа по оказанию помощи нужна уже сейчас. Такие платформы будут помогать людям, которые нуждаются в помощи, находить тех, кто готов ее оказать, – своего рода социальная сеть. Кстати, на западе нечто подобное уже есть – сайт GoFundMe, где собирают деньги на самые разные вещи, от срочных операций до подарков детям.
Как можно подготовиться? Чтобы стать модератором такой платформы, необходимо обладать знаниями в области социологии, а также быть подкованным в IT. Обсуждайте с ребенком новые технологии, подыщите интересные детские курсы программирования, следите за звездами этой индустрии. Важно углубиться в сферу благотворительности, рассказать ребенку, зачем она нужна, и показать, как она работает. Ищите всей семьей «добрые» проекты, которые нравятся вам больше всего – сдавайте вещи и игрушки в детский дом, посетите приют для бездомных животных, почитайте о разных проектах социальной помощи. Покажите, что благотворительность – это не всегда денежные взносы. Это может быть физическая помощь, ненужные вещи или даже просто лайк в социальных сетях.