Использование художниками чужих идей, сюжетов, техник, композиционных и цветовых решений и любых других уникальных творческих находок — явление древнее, как и само искусство. Сейчас подобное творческое заимствование называют плагиатом.
Пока живописец не воплотит в жизнь идею, которая родилась в его голове, ее сложно украсть. Но как только она приобретает какую-либо форму, присвоить ее — проще простого.
Это негативное явление волновало творцов во все времена: люди всегда переживали за свою интеллектуальную собственность. Вместе с тем доказать ее кражу не всегда удавалось, из-за чего свет увидело немало копий шедевров.
В изобразительном искусстве это явление наблюдалось у английских художников, которые опирались на традиции итальянского искусства ХV века эпохи раннего Возрождения. Грешили этим и живописцы других времен.
Бывали даже случаи, когда художники, вдохновляясь работами классиков или же своих современников, брали за основу идею или сюжет картины, вкладывали в нее свое мастерство, добавляли новые детали, отражающие их индивидуальность и творческое видение, и их работа превосходила оригинал по красоте и многогранности!
Мы нашли несколько клонов в истории живописи и отдаем их на ваш суд.
Иоганн Батист Райтер скопировал Георга Фридриха
Австрийский живописец Иоганн Батист Райтер занимался сентиментальными и реалистичными портретами, которые и принесли ему известность. На плагиат его толкнула любовь: расточительность его супруги Анны Жосефе Терезии Брайер и ее желание жить в роскоши вынуждало художника не только брать все больше и больше заказов, но и делать копии картин старых мастеров. Так появилась на свет картина «Дети у окна», срисованная с одноименного полотна немецкого художника Георга Фридриха Керстинга.
Евгения-Мария Саласон скопировала Леона Базиля Перро
Французский художник Леон Базиль Перро творил свои шедевры в конце 19 века в манере 18 столетия и был очень востребован и популярен в Европе и США. Его полотна были постоянными экспонатами на выставках в Париже и хорошо продавались. Популярность живописца пробудила в художнице Евгении-Марии Саласон желание спустя десять лет скопировать одно из его творений — картину «Молодая швея» — и тоже прославиться. Скопировать удалось, а стать знаменитой — нет. Сегодня Евгения-Мария почти не известна, и ее имя связано с плагиатом.
Адольф-Вильям Бугро скопировал Константина Маковского
Константин Маковский часто изображал на своих картинах сцены из сельской жизни и портреты современников. Особым обаянием наделены его работы с изображением людей из народа, зачастую — детей. Например, полотно «Дети, бегущие от грозы» стало одной из его самых известных картин (сейчас оно висит в Третьяковской галерее).
Французский живописец Адольф-Вильям Бугро тоже был портретистом, причем востребованным. Что сподвигло его скопировать полотно Маковского, в точности не известно, но мы можем предположить: Бугро прекрасно удавались милые образы детей, а картина российского художника, видимо, послужила вдохновением для его новой работы.
Рубенс скопировал Тициана
На тот момент все было законно: Рубенс сделал копию картины Тициана по заказу испанского короля Филиппа II. Напомним, того самого, что коллекционировал Босха и спокойно жил в интерьерах, обвешенных этими стастями. А вот на голую Венеру он смотреть постеснялся и велел Рубенсу облачить прекрасную деву в одежды.
Эдмунд Блэйер Лейтон скопировал Василия Пукирева
Картина Василия Пукирева «Неравный брак» для своего времени стала беспрецедентной: общество взволновала новая и актуальная тема — власть денег. Англичанин Эдмунд Блэйер Лейтон был так впечатлен провокационным полотном русского художника, что решил нарисовать свою версию злободневного сюжета, в котором молодая и печальная невеста обречена выйти замуж по расчету за богатого старика. И дал ей острое название: «Пока смерть не разлучит нас».