Почему с одними произведениями искусства происходят странные вещи, а другие неприятности обходят стороной? Можно верить или не верить в сверхъестественное, но факты отрицать не получится. О произведениях великих художников, снискавших себе пугающую репутацию, рассказывает Алена Алексеева — профессиональный искусствовед, арт-блогер, участник и лектор фестивалей и марафонов по современному искусству, автор курса-бестселлера «За пределами студии».
Алена Алексеева
Профессиональный искусствовед, арт-блогер, участник и лектор фестивалей и марафонов по современному искусству, автор курса-бестселлера «За пределами студии»
Эдвард Мунк. «Мертвая мать»
Мунк более известен своей серией картин и графики «Крик». Мало кто знает о том, что судьба художника стала трагичной еще до того, как мир увидел его работы. Когда Эдварду было всего пять лет, от туберкулеза умерли его мать и сестра, а позже и брат. Это стало настоящим ударом для отца будущего художника. После смерти жены и дочери Крисчен Мунк глубоко ушел в религию и воспитывал сына согласно строжайшим канонам своей веры.
«Мертвая мать» в полной мере отражает замешательство ребенка, столкнувшегося со смертью родителя. Опасение, отчаяние и даже безумие — вот какие эмоции можно увидеть на лице девочки. Она стоит спиной к постели матери и закрывает руками уши. Мы словно слышим, как кто-то из взрослых пытается объяснить ребенку, что за трагедия произошла в семье, но девочка не хочет этому поверить. Она закрывается от страшной информации, которая на нее навалилась.
Мунк о собственной работе говорил следующее: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами, следящими за моей колыбелью».
История жуткая сама по себе. Но люди, которым принадлежала картина, утверждали, что глаза девочки следили за ними, куда бы они ни пошли. Что простыни на кровати матери начинали шуршать в темноте. Более того, очевидцы говорили о том, что фигура девочки вообще могла покинуть пределы картины.
Билл Стоунхем. «Руки противятся ему»
Мифы, окружающие это полотно, сделали его одним из наиболее посещаемых в музее. История начинается в 1972 году, когда художник жил в Калифорнии со своей первой женой Роанн. Стоунхем получил заказ от галереи, в рамках которого должен был создать два произведения за два месяца. Приближаясь к сроку сдачи второй картины, мастер решил взять за основу сюжета свою детскую фотографию.
На полотне мы видим мальчика, стоящего рядом с ростовой куклой. На заднем плане из темноты за стеклянной дверью к ребенку тянутся десятки рук. По словам художника, мальчик — это он сам в пять лет, а дверь символизирует границу между сном и реальностью. Кукла же должна перевести его через эту границу в мир фантазий. Руки в темноте означают те возможности альтернативной жизни, которые есть у маленького мальчика.
Название картины было придумано неспроста. Супруга Стоунхема сочинила стихотворение, посвященное детству мужа — а точнее, тому моменту, когда его усыновили приемная пара, и чувствам ребенка, который никогда не знал своих биологических родителей.
Картина была выставлена в калифорнийской галерее, где ее в скором времени купил актер Джон Марли, сыгравший одну из главных ролей в фильме «Крестный отец». И здесь начались странные события. В течение одного года умерли три человека, контактировавшие с полотном: искусствовед, дававший оценку произведению, владелец галереи, где картина была продана, и актер, купивший картину.
До 2000 года о работе Стоунхема забыли, она просто исчезла. Ее обнаружила пожилая пара в одном из арт-пространств города. В феврале того же года картина была выставлена на продажу на eBay с пометкой о том, что ее преследуют ужасы и смерть.
Картина неоднократно подвергалась исследованиям и проверкам. Практически все зрители, видевшие ее, рассказывали о тошноте, приступах паники и нарушении сознания.
Бруно Амадио. «Плачущий мальчик»
В 1950 году итальянский художник Бруно Амадио, также известный как Джованни Браголин, написал 65 портретов плачущих итальянских сирот. Эти картины мастер продавал туристам после Второй мировой войны.
С 1985 года начали появляться сведения о том, что картины из этой серии оставались нетронутыми после сокрушительных пожаров. Причем среди обгорелых обломков они всегда лежали на полу лицом вниз. По имеющимся свидетельствам, около 50 картин были подвержены пожару, но необъяснимым образом им удалось избежать повреждения огнем.
Экстрасенсы утверждали, что эту серию полотен преследовали призраки погибших сирот.
На канале BBC даже вышел сюжет о том, как владелец картины пытался намеренно ее сжечь, но у него ничего не получалось. Произведение горело очень медленно, огонь его не брал. Причина этого вряд ли сверхъестественная. Скорее всего, «Плачущего мальчика» покрыли огнеупорным лаком, который художники используют как раз для сохранности картин.
Чарльз Тревор Гарланд. «Любовные письма»
Данная картина находится не в музее, а в отеле The Driskill американского города Остин. «Любовные письма» — это реплика на работу Ричарда Кинга. Где находится оригинал, на сегодняшний день неизвестно.
С картиной связана трагичная история, повествующая о девочке четырех лет Саманте Хьюстон. Она играла на лестнице гостиницы, споткнулась и упала. К сожалению, падение стало для ребенка фатальным.
Постояльцы гостиницы утверждали, что девочка, изображенная на картине, очень напоминает Саманту. А некоторые работники даже говорили о том, что после того случая изображение ребенка изменилось и черты лица приобрели другое выражение.
Посетители гостиницы чувствуют себя рядом с картиной неуютно. Их преследуют головокружения и тошнота. Многие уверены, что призрак мертвой девочки вселился в эту картину и остается там по сей день.
Вполне возможно, что все истории, вызывающие трепет и ужас, — это всего лишь маркетинговый ход, выдуманный владельцами произведений, чтобы поднять их популярность и привлечь больше посетителей. Но нельзя игнорировать тот факт, что все это случилось на самом деле, и если плохое самочувствие может быть совпадением, то как объяснить несчастные случаи?