Главным цветом 2020 года Pantone признал синий, но с таким же успехом эта роль могла достаться белому, ведь в предварительных прогнозах значилось сразу несколько его оттенков — от белоснежного до слоновой кости. Хотя нет ничего удивительного в том, что специалисты отдали предпочтение более компромиссному цвету, ведь белый никогда не отличался именно этим качеством. Он всегда ассоциировался с идеальностью, кристальной чистотой и роскошью. Кстати, свадебные платья стали белыми вовсе не как символ невинности, а как показатель роскоши.
В XIX веке самой дорогой модной манипуляцией было отбеливание полотна, которое изначально имело коричнево-желтый цвет. Этот процесс был настолько затратным, что белоснежные предметы гардероба могли себе позволить только самые знатные. Возвращаясь к теме подвенечного наряда, заметим: на свадьбу было принято надевать самое дорогое платье, коим и оказывалось белоснежное. В культ этот процесс возвела королева Виктория, надев кринолин цвета слоновой кости на свою свадьбу с принцем Альбертом. Белые платья до сих прочно ассоциируются со свадебной модой, но было бы обидно сужать сферу их эксплуатации до рамок торжества, которое происходит в жизни не так часто.
Предлагаем увидеть, как белоснежные наряды выглядели на звездах в разные эпохи, и полюбоваться на современные образы с красных ковровых дорожек.
Джоан Кроуфорд, 1932 год
Прочно закрепившаяся ассоциация с подвенечным образом и сегодня мешает белым платьям широко эксплуатироваться за пределами свадебной моды. Однако сейчас мы все-таки имеем удовольствие видеть их на красных ковровых дорожках, чем обязаны именно кинематографу, который в 1930-е годы стал активно использовать белый цвет, сделав его символом гламура. Одной из первых актрис, которая решилась показать тотальный белый на экране, была Джоан Кроуфорд. В фильме «Летти Линтон» у нее было длинное платье с пышными рукавами и множеством рюш из белоснежной органзы. Автором наряда был Адриан — самый известный художник по костюмам золотой эры Голливуда. Критики неоднозначно приняли этот образ, посчитав его излишне фантазийным. Вердикт простых американок был однозначно восторженным. Платье Джоан стало одним из самых цитируемых. Конечно, повторить его в деталях было не так просто, но делать ставку на обилие рюш и белый цвет стали многие.
Джин Харлоу, 1933 год
Адриан действительно был самым модным художником по костюмам в 1930-е годы. И он же стал главным проводником белого цвета в вечернюю моду. Серьезный толчок этому движению дал фильм «Обед в восемь», главную роль в котором исполнила дива эпохи Джин Харлоу. Ей Адриан предложил не пышные белые рюши, а платье, скроенное по косой. Этот метод еще в 1920-е годы изобрела Мадлен Вионне, но активно приживаться он начал лишь спустя десятилетие. Женщинам нужно было привыкнуть к мысли, что платье может обтягивать фигуру, не выдерживая никакой дистанции. Под модели, скроенные по косой, невозможно было надеть белье, так как они сильно обтягивали. Роскошную Джин Харлоу этот факт совершенно не пугал.
Марлен Дитрих, 1945 год
В 1940-е годы модно-гламурную эстафету подхватила немецкая актриса и певица Марлен Дитрих. Если вы хотите увидеть, что такое образ пика «эры гламура» в Голливуде, то взгляните на фото Марлен. Облегающее платье, ниспадающие драпировки, меха и обилие украшений — так выглядела стандартная униформа дивы 1940-х. В это время белый цвет приобрел иной статус. Он стал прочно ассоциироваться с кинематографической роскошью. Проблема состояла в том, что теперь белый опять воспринимался простыми женщинами как нечто доступное лишь избранным. До середины 1950-х, когда появились менее монументальные модные версии белых платьев, этот цвет вновь перешел в разряд цвета для особого случая.
Одри Хепберн, 1954 год
Легкости и непосредственности белому цвету придали кинодивы 1950-х. В каноническом платье, отражающем стиль нью лук, Одри Хепберн пришла на вручение премии «Оскар» 1954 года. Автором его стал Юбер де Живанши, для которого Одри была и музой, и близким другом. Кутюрье не побоялся выбрать «свадебный» белый, так как знал прекрасный рецепт нейтрализации нежелательного эффекта. Он не стал делать платье длинным, а также отказался от лишнего декора. Наряд был очень к лицу милашке Одри и стал ее модной визитной карточкой вплоть до того, как Живанши не подарил ей культовое черное платье в фильме «Завтрак у Тиффани».
Грейс Келли, 1955 год
Платье Грейс Келли в фильме «Поймать вора» 1955 года — классика, которая позже не раз цитировалась как в свадебной, так и в вечерней моде. После выхода этого фильма на экраны формула идеального образа в белом стала доступна миллионам женщин. Теперь было очевидно, что, выбирая роскошный цвет, не стоит мудрить с деталями кроя и что-то усложнять. Белый — это лаконичность. Автором платья стала Эдид Хед — самый известный художник по костюмам за всю историю Голливуда.
Мэрилин Монро, 1955 год
Культовое белое платье появилось в 1955 году. Мэрилин Монро продемонстрировала его в фильме «Зуд седьмого года». Сама лента не приобрела такой популярности, как образ актрисы в платье, разлетающемся под действием потоков воздуха. С этого момента белый стал прочно ассоциироваться не только с непрочностью, но и с подчеркнутой сексуальностью.
Белое платье Мэрилин Монро показало, что белый — это еще и очень сексуально.
Кстати, верить версиям о том, что платье было вовсе не белоснежным, а, скажем, голубым, не стоит. Самые разнообразные оттенки оно приобретало на постерах, которые в то время раскрашивались отдельно. На самом деле ткань была белой, с оттенком слоновой кости. Это было необходимо для того, чтобы на экране платье казалось белоснежным.
Элизабет Тейлор, 1958 год
В 1958 году успех Мэрилин Монро попыталась повторить другая дива Голливуда 1950-х — Элизабет Тейлор. В очень похожем белом платье нью лук она появилась в фильме «Кошка на раскаленной крыше». Модель с шифоновой юбкой и подчеркнутой талией настолько хорошо смотрелась на актрисе, что после съемок Лиз даже заказала себе копию. Кстати, платье напоминало культовую модель Монро не только цветом и кроем юбки, схожей оказалась и отсылка к теме греческой тоги. Оба платья в области лифа имеют драпировки, характерные для античности. Стоит вспомнить, что белый цвет у древних греков был священным и носили его по особым случаям. Возможно, формула идеального белого платья из 50-х не так проста…
Шэрон Стоун, 1992 год
Если в 1950-е продвигать идею сексуальности белого цвета начала Мэрилин Монро, то достойной ее последовательницей в 1990-е стала Шэрон Стоун. Неизвестно, приобрело ли бы ее белое платье-водолазка из фильма «Основной инстинкт» такую популярность, если бы не характер сцены, в рамках которой оно было проэксплуатировано. Напомним, что речь о кадре, в котором Шэрон медленно кладет ногу на ногу, в процессе чего оказывается, что платье надето на голое тело. Идея сопроводить столь пикантную сцену лаконичным платьем пришла в голову художнику по костюмам Эллен Мирожник, а воплотила ее дизайнер Мэри Эллен Филдс.
Кейт Мосс, 1995 год
1990-е — время, когда женщины начали равняться не только на экранные образы актрис, но и на их собственные модные предпочтения. Именно тогда приобрели популярность трансляции с красных ковровых дорожек, где можно было увидеть и оценить личный гардеробный выбор знаменитости. Кстати, тогда он часто действительно был личным, так как услугами стилистов пользовались лишь единицы. Кейт Мосс не пользовалась точно. Культовая топ-модель и икона стиля всегда делала самостоятельный выбор, что неизбежно приводило к появлению новых тенденций. Именно она впервые вышла на красную ковровую дорожку в белом платье, которое напоминало комбинацию.
Гвинет Пэлтроу, 2012 год
В 2012 году свою версию идеального белого платья показала Гвинет Пэлтроу. Актриса пришла в нем на церемонию «Оскар». Автором платья был Tom Ford, предложивший Гвинет проверенный трюк — подчеркнутую лаконичность. Кстати, крой вновь отсылал к теме античности, цитируя ее не только ниспадающими складками ткани, но и общей монументальностью, отсылающий к теме мраморных скульптур. Платье попало в рейтинг самых стильных не только на «Оскаре-2012», но и было отмечено как один из лучших вечерних образов за все историю премии.
На сегодняшний день белое платье Гвинет Пэлтроу от Tom Ford входит в список самых стильных образов начала XXI века.
После 2012 года, когда Гвинет Пэлтроу совершила свой триумфальный выход, на красных ковровых дорожках произошел настоящий бум на белый цвет. В 2014-м потеснить Гвинет на гламурном пьедестале смогла Шарлиз Терон, выбравшая для церемонии «Оскар» лаконичное платье с баской. После череды самых разных образов в белом, которые мы могли видеть на церемониях за последние пять лет, в 2019-м звезды решили вернуться к проверенному приему — подчеркнутой лаконичности. Классический пример этого трюка показала на Hollywood For Science Gala топ-модель Жизель Бюндхен, и он неизменно обеспечил ей присутствие в топе самых стильных звезд 2019 года.