Издревле свадьба считалась важнейшим событием в жизни человека после его взросления, поэтому относились к свадьбе почтительно, уважительно и даже трепетно, готовились, тщательно соблюдая все обычаи, традиции и обряды, иначе считалось, что не будет счастья в семье, а значит, и в жизни.
«Вообще, все наиболее важные моменты в жизни русского человека – рождение, брак, смерть – всегда сопровождались обрядами, – рассказывает экскурсовод томского Первого музея славянской мифологии, ведущий специалист в области свадебных обрядов Елена Архипова. — Ценности, зашифрованные в обряде, вырабатывались и отфильтровывались веками, даже тысячелетиями, и менялись только в том случае, если народ убеждался в их «неправильности». Задача обряда заключается в том, чтобы обуздать личный эгоизм, естественные инстинкты, которые могут оказаться разрушительными для общества, подчинить поведение индивида общим законам, помогающим людям выжить в тяжелых условиях. Кстати, в слове «муж», «мужчина» корнем является УЗ (Ж) – от слова «узда». То есть слово «мУЖ» означает «обУЗданный», подчинивший свои интересы семье.
Из всех обрядов свадебный на Руси всегда занимал особое место. Не случайно семья и дом у наших предков, особенно среди крестьян, воспринимались как нравственная основа правильного образа жизни, а отсутствие их – как бедствие, кара божества. Холостой образ жизни на Руси вообще считался отклонением от нормы, странностью. По мнению деревенских жителей, неженатые и незамужние юноши и девушки не являлись настоящими крестьянами, их воспринимали как что-то нецельное. И даже больше! Холостяки, не реализовавшие свои потенциальные возможности к деторождению, оказывали негативное влияние и на плодородие земли – из-за них могло случиться гололетье: неурожай, засуха… Существовали даже всевозможные способы наказания таковых.
1. К холостым парням и девушкам, которым пора было жениться, привязывали колодку.
Обрубок дерева, который не может дать поросли, – символ безжизненности. Такой обряд был распространен в западных районах России на Масленицу. Делали его в понедельник: собирались группы женщин и ходили по домам, где проживали неженатые парни и незамужние девушки. В Полтавской губернии колодку привязывали и родителям холостяков. Гораздо чаще наказывали все же парней, поскольку от них должна была исходить инициатива брака. Отец в этом случае укорял сына: «Не хотел слушаться батьку (то есть жениться) – теперь колодку тяни!» К женщинам, оставшимся вне брака, если они не посвящали себя служению Богу, прилипали обидные прозвища: «вековуха», «старка», «непетый волос», «надолба». А ведь девушке могло быть всего 20 лет!
2. В три года мальчику уже говорили: «Невеста родится – жених на коня садится».
Эта пословица отправляет нас в раннее Средневековье, когда на Руси существовал обряд пострига. Совершался он над мальчиком, когда тот достигал трех-четырех лет, и обозначал выход его из младенчества, признание ребенка законным сыном и наследником отца, будущим членом общества – работником и хозяином, то есть ответственным за хозяйство, созданное отцом. После пострижения волос мальчика выводили во двор, где его встречал отец с объезженным конем, на которого усаживал сына. Поддерживая коня под уздцы, отец с маленьким наездником обходил вокруг дома. Во время торжественного обеда по этому случаю мальчику сообщалось, что где-то в данный момент родилась его невеста. Делалось это вполне серьезно, что с раннего возраста способствовало формированию у мальчика, будущего мужчины, представления им о семье как неотъемлемой и очень важной части жизни.
3. Девочке в трехлетнем возрасте бабушка мастерила куклу.
Играя с куклой, девочка копировала взрослых, под их чутким руководством кормила куклу, укладывала спать, при этом напевая песенки, так она с раннего возраста приобретала навыки материнства.
4. Брачный возраст мужчин определяется в 15 лет, у женщин – в 13 лет.
Так, «мужчин женят очень молодыми, когда у них еще не сформировалось никакого характера». Вступление в брак русского населения в середине XIX века, например в Поволжье, заканчивалось к 25 годам.
5. В некоторых областях России сватовство чаще осуществлялось женщинами.
Кандидатуру невесты обсуждали на семейных советах, где разбиралась родословная невесты, оценивались наличие в роду непутевых людей, физическое здоровье, послушность, уважительность, а также красота, имущественное положение невесты.
6. Возмещение убытков.
Если одна из сторон отказывалась от свадьбы, она должна была возместить убытки другой.
7. Подготовка.
«Великая неделя», время подготовки к свадьбе, могла длиться несколько месяцев.
8. Баня и девичник.
На девичнике невеста прощалась с «дивьей красой» – символом девичества. На Севере дивью красоту символизировали ленточки, выплетенные из косы невесты, в центральных и южных губерниях – украшенное деревце (елочка, сосенка).
9. Больше шума.
В день свадьбы, для того чтобы отпугнуть злые силы, на свадьбах открывали стрельбу из ружей, звенели металлическими предметами, разбивали посуду, щелкали кнутами.
10. Особая баня.
Чтобы молодые жили богато, перед невестой, идущей в баню, мели дорожку веником; дружка шел впереди молодых и размахивал платком, отгоняя нечистую силу; в стену, около которой сидели новобрачные, вбивали деревянные гвозди, якобы приковавшие злое начало жизни.
11. Кукареку.
На свадьбе обязательно заставляли кричать петуха. По поверьям, его пение отвращало потусторонние силы.
12. Накануне венчания проходил обряд купания невесты в бане.
Там девке расплетали косу, пели особые песни, выплетали ленты из косы и больше никак не заплетали. В храм, под венец она шла с распущенными волосами, накрытая белой вуалью.
13. Укладка волос.
Женщиной новобрачная осмысливалась только тогда, когда ее окрутили по-бабьи (обычно окручивали сразу после венчания, еще в церкви), то есть заплели две косы и уложили особым «бабьим» способом вокруг головы, как корону, чтобы показать высокий статус замужней женщины.
14. Кукла-мальчик.
На колени новобрачной обязательно сажали мальчика, а позднее – куклу, чтобы первым в семье родился мальчик, помощник. Этот обряд нашел свое отражение в современных свадьбах, когда в советском прошлом модно было украшать свадебную машину молодоженов куклой.
15. Первая брачная ночь в хлеву.
Постель новобрачных ставили в хлеве или близко от него. Делалось это для повышения плодовитости домашних животных и плодородия полей. Остатки же свадебного кушанья иногда разбрасывали по полю.