Отечественные зрители, возможно, сочтут, что есть фильмы и получше для просмотра иностранцами. Однако вот что рекомендуют ведущие заокеанские критики для включения во всемирный фонд бессмертной классики из культурного наследия СССР и России.
1. «Броненосец «Потемкин» (режиссер Сергей Эйзенштейн, 1925 год, СССР)
Американцы подчеркивают, что Эйзенштейн был гением, любимым вождями Этот немой фильм рассказывает о революции 1905 года, показывая восстание на броненосце «Потемкин», который патрулировал воды Черного моря. Одна сцена стала классической — когда люди бегут вниз по Одесской лестнице, после фильма переименованной в Потемкинскую.
В список вошли еще три фильма Эйзенштейна: «Октябрь» (1928), снятый к 10-й годовщине революции, «Александр Невский» (1938) и первая часть «Ивана Грозного» (1944).
2. «По закону» (режиссер Лев Кулешов, 1926 год, СССР)
Черно-белая драма основана на повести Джека Лондона «Неожиданное». Группа из пяти шахтеров натыкается на золотую жилу, после чего один из них убивает двух своих товарищей и двух незнакомцев. В конце концов некая семейная пара обезоруживает убийцу, но супруги не могут решить, что с ним делать: самим убить его на месте или сдать в полицию.
Фильм с тремя актерами, снятый в одном павильоне, был сначала воспринят американцами с осторожностью, но вскоре вслед за специалистами его оценил и массовый зритель.
3. «Мать» (режиссер Всеволод Пудовкин, 1926 год, СССР)
У Пудовкина три фильма в списке, которые представляют собой части трилогии. Вместе с Эйзенштейном он является одним из первопроходцев советской киноиндустрии. «Мать» снята по одноименному роману советского писателя Максима Горького. Героиня — мать революционера Павла Власова, который героически погибает во время демонстрации, не выпустив из рук красного революционного знамени.
Следующим фильмом трилогии был «Конец Санкт-Петербурга» (1927), объясняющий, почему произошла революция и как простые люди боролись за свои права. Действие последнего фильма трилогии «Буря над Азией» (1928) происходит в Монголии, где коммуниста-революционера схватили белогвардейцы.
4. «Земля» (режиссер Александр Довженко, 1930 год, СССР)
В фильме показана жизнь деревенских людей и драма новой советской реальности, где была отменена частная собственность и коллективизм стал главным принципом совхозов. Фильм прославляет русскую землю: долгие эпические кадры полей сопровождаются драматической музыкой.
5. «Летят журавли» (режиссер Михаил Калатозов, 1957 год, СССР)
Победитель Каннского кинофестиваля 1958 года (единственный советский фильм, завоевавший «Золотую пальмовую ветвь»). Это один из самых глубоких фильмов о Второй мировой войне, показывающий ее трагическое воздействие на каждую советскую семью. Актеры Алексей Баталов и Татьяна Самойлова, сыграв в этом фильме, стали знаменитыми не только у нас, но и на Западе.
6. «Баллада о солдате» (режиссер Григорий Чухрай, 1959 год, СССР)
Фильм уловил суть самой болезненной темы для россиян — Великая Отечественная война. Он показывает одиссею простого солдата на пути домой, чтобы повидать свою мать в последний раз.
7. «Тени забытых предков» (режиссер Сергей Параджанов, 1964 год, СССР)
В фильме показана жизнь гуцулов — этнической славянской группы, проживающей в украинском Закарпатье. Здесь есть свои влюбленные Ромео и Джульетта и враждующие семьи. Девушка трагически погибает, а ее возлюбленный умирает от горя.
Еще один фильм Параджанова в списке — «Цвет граната» (1969) — притча об армянском поэте XVIII века Саят-Нова.
8. «Андрей Рублев» (режиссер Андрей Тарковский, 1966 год, СССР)
Это только один из семи фильмов Тарковского в списке. Он состоит из восьми эпизодов, описывающих восемь моментов в жизни великого средневекового русского иконописца. Фильм многие интерпретировали как аллегорию бедственного положения художников при советской власти. Поэтому его долгое время не выпускали в прокат.
9. «Война и мир» (режиссер Сергей Бондарчук, 1965 год, СССР)
Среди десятков экранизаций эпического романа Толстого за последние 60 лет американские критики выбрали шедевр Бондарчука. Россияне любят этот фильм (как и еще одну экранизацию Бондарчука — «Тихий Дон» по Михаилу Шолохову). Американцы тоже любят его, и он удостоился «Оскара» в 1969 году как лучший фильм на иностранном языке. Кстати, перед просмотром западные критики рекомендуют прочитать четыре тома романа.
10. «Русский ковчег» (режиссер Александр Сокуров, 2002 год, Россия)
Это единственный постсоветский фильм в списке. Это значит, что Сокурова американцы считают единственным великим современным русским режиссером. Фильм был снят в честь 300-летия Санкт-Петербурга. Действие происходит в Зимнем дворце, где два путешественника во времени обсуждают русскую культуру и встречаются с историческими личностями от Петра Великого до Николая Второго. Также показаны темные дни блокады Ленинграда.